Ирина Турова
Интегрированное мероприятие в подготовительной группе «Как на вольном на Дону» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к социально-нравственным педагогическим ценностям культуры и искусства Донского края, развитие их творческого потенциала.
Задачи:
1. Обогатить знания детей о жизни, традициях и обычаях донских казаков, через музыкально-театральную деятельность. Обогащать речь дошкольников казачьими диалектами.
2. Развитие духовно-ценностного ядра личности ребенка, умение творчески воспринимать искусство родного края и реализоваться в нем.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству.
Публикация «Интегрированное мероприятие в подготовительной группе „Как на вольном на Дону“ Видео» размещена в разделах
Материалы: Уголок казачьей хаты, подворья. Видео клипы и слайды о России, казачьей жизни и природы донского края, одежды и оружия казака, с использованием слайд-шоу, мультимедийного оборудования и презентации.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц, поговорок, стихов (воспитателем, песен и танцев (музыкальным руководителем).
Ход занятия:
Воспитатель встречает детей в муз. зале, здоровается с гостями и детьми, которые входят в зал.
Воспитатель: Дорогие ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение З. Александрова:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь старый у ворот.
У реки – береза скромница
И ромашковый бугор…
А другим наверно вспомнится
Свой родной Московский двор,
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(Во время прочтения стихотворения на экран проектируется слайд-шоу «Моя Родина»)
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (Ответ детей)
Правильно. Это стихотворение о Родине и называется «Родина». Подумайте, что такое для вас Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. А лучше всего написано в песне о Родине.
Песня «Родина»
Наша Родина огромна. Живет в ней много людей, а мы с вами, ребята, живем в небольшом уголке необъятной Родины - это наш родной край, наша малая Родина. Как называется наша малая Родина? (Ответ детей)
Скажите, почему край называем «Донской»? (фото-шоу «Донской край») (Ответ детей). А кто мне расскажет стихотворение о нашем крае?
Ребенок:
Ой, ты Дон, ты наша Родина
Вековечный богатырь
Дон ты вольный и раздольный
Разлился и вдаль и вширь
Про тебя, «Дон» вспоминали
Наши деды и отцы,
Про твои станицы вольные
Про любимый край родной.
Воспитатель: Прекрасен наш край. Это о нем так взволнованно написал наш земляк М. А. Шолохов: «Родимая степь под низким небом. Выдюжины балок, суходолов, ковыльный простор, курганы в гордом молчании, берегущие забытую казачью славу. Низко кланяюсь тебе и по сыновьи целую твою пресную землю. Донская, казачьей кровью политая степь».
Ребята, а вы знаете ли вы кто такие казаки (Ответ детей)Верно. Какое основное занятие было у казаков? (Ответ детей.) Правильно. А с какого возраста принимали казаков в армию? (Ответ детей) Правильно. С 17 лет призывали в армию казаченка, вручали шашку, портупею, шапку,кинжал передавался по наследству, или добывался в бою…, присваивали звание
«казак». Настоящий казак должен быть каким? (Ответ детей) Все эти качества воспитывались с детства. Маленького мальчика с каких лет сажали на коня? А с каких лет он работал в поле и обучался стрельбе? А когда его учили работать шашкой? (Ответы детей) Правильно, а к 17 годам юноша умел хорошо, метко стрелять, владеть шашкой, держаться в седле. Именно в 17 лет призывали казака в армию, Посмотрите, ребята на карточки и найдите казака. (Ответ детей)
Игра «Найди карточки с изображением донского казака»
Невозможно себе представить казака без коня.
Конь был другом казака. Продолжите и назовите пословицы о коне казака:
Казак без коня… (что солдат без ружья)
Казаку конь. Казак пешком… Каков казак…. (ответ детей) Вы,
ребята, хотите попасть на проводы казака в армию? У нас даже подарок новобранцу есть – это рушник, который вы украшали сами своими руками.
А теперь, ребята, мы с вами закроем глаза и перенесемся в старину…
Открываются шторы и хор поет казачью песню «Дон ты вольный ты раздольный» (звук топота копы, в зал скачет на лошадке вестовой)
Вестовой (ребенок) : Здорово дневали станичники! Атаман приглашат всех на проводы свого сына в армию. (Скачет на лошадке из зала)
Песня-хоровод «Как у нашего соседа»
1- й ребенок: По станице разговоры: Скоро казакам на сборы!
2-й ребенок: Кто из молодых ребят Едет в этот раз в отряд?
3-й ребенок: Да Громовых сын – Ванюшка!
4- й ребенок: Ой, пошли к нему, подружка!
Едет в дальнюю станицу,
Надобно нам с ним проститься!
Перед зрителями на сцене казачья хата: стол, лавки, сундук, в углу прялка. За прялкой сидит младшая сестра Ивана, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с сыном точат саблю под фонограмму казачьей песни «Провожала Матэ».
Мать (причитает, а отец ее успокаивает) : Ой, Ванюшенька, сыночек! Драгоценный голубочек! Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать!
Отец (строго) : Полно, мать, уже не птенчик, А орлом пора взлетать, Саблей вострою махать! Да будя тебе, мать. (садятся на лавку, а к брату подходит сестра)
Сестра (ласково) : Ой, ты, родненький мой братка! Будет там тебе не сладко! Потемнеет белый день, Опустеет наш курень!
Дед Щукарь (нарочито сердито) : Ишь, коза, разголосилась!
Ничего ведь не случилось! (задумчиво, вспоминает) :
Меня, вон бабка провожала, як до Дону добежала.
Не велел ей горевать, говорил: «Так надо, мать!» (вздыхает).
Вот, внучок, моя папаха! Надевай, не ведай страха!
Бабушка : (берёт икону, подходит к внуку, благословляет, затем обнимает внука и целует) Дай Ванятко внущек тебя благославлю!
Дюже я тебя люблю!
Да земельку донскую табе даю.
Она будя охранять, от врагов оберегать.
Ваня (обнимает бабушку) : Ты, бабуня, не печалься,
Обо мне не огорчайся!
Ведь сегодня ж не война –
Ростить воинов страна!
На сцену выходят дети в казачьих костюмах, звучит
песня «Казачата»,
танец «Казачий» под казачью песню «Щебетала ласточка на заре».
Раздаётся стук в дверь (крестятся) : (Входит крёстная мать) : Здорово дневали, кумовья!
Крё стная мать: Здорово дневали, кумовья! Где ж мой кресничек. ю Ванюша? Любы наши сыновья! И пригож Вань, и хорош, и справен, и ладен, прям как …
Отец: Я! Весь в меня, да и в деда Щукаря.
Сына мы благословляем,
Да наказом наставляем:
Не позорь родителей,
Да всегда будь бдительным:
Дюже сну не доверяй,
Саблю чаще навостряй! (отец с поклоном вручает сыну подарок – саблю) :
С саблей ты казак, поверь!
Пред врагами не робей!
Вот теперя ты – казак!
Что-то застит глаз слеза! (смахивает слезу, обнимает сына).
Мать: Рушничок я вышивала,
Про сыночка вспоминала!
В добрый час, тебе, сынок,
Не оставит тебя Бог! (отдаёт рушник).
Крестная: Кружку ты казак держи,
да и ложечкой махни.
Ну а вы подружки трошки
тарахните в наши ложки.
Танец с ложками.
(под казачьи плясовые наигрыши в оркестровом исполнении)
Иван: Благодарствую на том! (по очереди кланяется всем) :
Поклонюсь перед отцом,
Перед матерью, сестрою,
Перед бабушкой седою.
Честь семьи я соблюду,
Дедушку не подведу!
(Под музыку в курень вбегают девчата).
Первая: Отчего, Иван, не весел?
Отчего ты нос повесил?
Вторая: Он за нами заскучал,
Да чуть плакать не начал!
Щукарь: Эх, вы, девки – тарахтелки!
Расставляйте – ка, тарелки,
Отобедаем гуртом!
Девчата хором: Да уж это мы смогём!
Первая: А пока готовим стол,
Мы чего-нибудь споём!
Инсценирование песни «Ванюша»
(Раздаётся стук в дверь, входят хлопцы, друзья Ивана).
Первый: Кто тут гарно так спивает,
На веселье приглашает?
Второй: Слышно всем, издалека!
Провожают казака! (обращается Ивану) :
Ты, Ванюха, не журись,
Да домой скорей вернись!
Если что не серчай.
Ну-ка, хлопцы, запевай.
Казачью песню «Чернявая моя» дети поют и сопровождают игрой на детских музыкальных инструментах.
Третий хлопец :Подковку мы тебе вручаем,
И наказ напоминаем:
Такая доля казака –
Разить врага наверняка!
Четвертый: Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб станицы охранять,
Должен на коне скакать.
Ну, поскачем, поиграем,
Кто быстрее мы узнаем?
Игра «Проскачи быстрее на лошадке и подними платок»
Щукарь: Да и ловкость,Ванятка, покажи,
Рыбку ты в Дону слови.
Ведущая: Ребята, а какие рыбы водятся в Дону? (Ответ детей)
Игра: «Кто больше наловит рыбы»
Дон ты вольный, ты раздольный
Дон ты быстрая река
Накорми ты Дон – родимый
Донской рыбкой казака.
Отец (обращается к сыну) : Что ж, сынок, сбирайся в путь! Всё, что слышал – не забудь! На прощание, гуртом, Песню для тебя споём!
Песня «Проводы казака» поет хор.
Мать: Благодарствуем станичники, что посетили наш курень.
Здравие вам и вашим детям,
И получите от нас в подарок подковки на удачу. (раздают гостям подковки)
Хор под гармонь входит в зал с караваем с казачьей песней
«Приезжайте к нам на Дон»
Воспитатель: Пора проводить и нам всем Ваню за околицу.
«Танец-перестроение с лошадками» танцуют мальчики под муз. «Казачьей походной»
После танца дети с воспитателем под музыку выходят из зала, а мать, отец, Щукарь, Кресная, бабушка и гости жестами провожают детей. Занавес закрывается.