Людмила Николаевна Пясецкая
НОД познавательно-коммуникативной направленности в подготовительной группе «Занимательная Кириллица. Радуйтесь!»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД познавательно – коммуникативной направленности
«Занимательная Кириллица. Радуйтесь!»
Программное содержание:
- вызвать у детей желание знакомиться с историей создания славянского алфавита, с его основоположниками Кириллом и Мефодием;
- развивать интерес к кириллице, радоваться общению друг с другом, происходящему вокруг;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, социализация.
Основные виды деятельности:
Публикация «НОД познавательно-коммуникативной направленности в подготовительной группе „Занимательная Кириллица, Радуйтесь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Материалы к занятию: книги, портреты основоположников создания славянского алфавита, кириллица, указка, чернильница, бумага и перья по количеству детей, лента для народной игры «Золотые ворота», шкатулка, записка, печенья – буквы, самовар с чаем.
Словарь: алфавит, азбука, кириллица, славяне, княжество, чин, хранитель, монастырь, мудрость.
Ход НОД
В зале звучит запись старинной мелодии, исполняемая на гуслях.
Дети (3 подгруппа) находятся в разных сторонах зала. У каждого в руках книга в новых и старых переплетах с разными годами издания.
1-я подгруппа - Ребята, вы где? (пауза) (хором) Ребята –а –а!
2-я подгруппа – Аюшки! Мы здесь!
3-я подгруппа – Надо собираться! Нам пора общаться!
Под музыку дети выходят, мальчики здороваются за руки друг с другом, подбадривают друзей по плечу, врассыпную прохаживаются по залу.
Становятся полукругом.
Ребенок.
Ребята, я знаю загадку
Отгадайте пожалуйста.
Не дерево, а с листочками.
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Воспитатель.
Скажите, пожалуйста, нужны ли людям книги? Для чего?
(Предполагаемые ответы детей)
Ребенок
1. Книга – лекарство для души, источник мудрости, кладовая наук.
2. В книге своя глубина кто доберется до дна.
Тот получит награду –
Слов драгоценных клады.
Воспитатель.
Ребята, предлагаю устроить книжную выставку.
(Дети ставят и раскладывают книги на книжные полки)
Книги все разные. Многие из них прошли долгий путь – это заметно по их обложкам. Скажите, чем записан текст в книгах?
(Буквами).
Вы задумывались о том, откуда появились буквы?
Мы сейчас это узнаем. Проходите в наш «мини-музей»
(Дети проходят и садятся на стульчики)
1 ребенок экскурсовод.
- Много лет назад в далекой Греции в городе Солуни жила семь по фамилии Моравские. У них было 7 детей. Старшего звали Мефодий, а самого младшего Константин, по - церковному Кирилл. Их отец служил военным. Он был хорошим воином.
2 ребенок экскурсовод
- Когда царь узнал об этом, то направил доблестного воина на службу в славянское княжество. У отца появилась хорошая возможность обучить сына Мефодия славянскому языку. Мефодий пошел по пути своего отца и стал хорошим военным. В чине воеводы служил 10 лет, а за тем решил уйти в монастырь на горе Олимп.
(Дети – экскурсоводы сопровождают свой рассказ показом стенда).
3 ребенок экскурсовод
- Младший брад Кирилл проявлял хорошие способности к обучению. Учился он у лучших учителей, знал много языков. Его назвали Философом Мудрым. Кирилла назначили хранителем библиотеки при храме святой Софии, Но он отказался и удалился в монастырь на Черном море. Его вернули и определили учителем в высшую школу Константинополя.
4 ребенок экскурсовод
- Позднее Кирилл и Мефодий вместе со своими учениками создали азбуку (кириллицу) перевели её на славянский язык. В кириллице было 38 букв.
От многих трудов и по слабости здоровья Кирилл заболел и умер, но своему старшему брату и ученикам завещал продолжить его дело.
Воспитатель.
Кирилл говорил брату :
«Мы с тобой как дружная пара волов
вели одну борозду; я изнемог,
но ты не подумай оставить труды учительства
и снова удалиться на свою гору»
(Звучит музыка)
- Ребята, а к следующему стенду мы пойдем через «золотые ворота».
Народная игра «Золотые ворота»
Золотые ворота
Проходите господа!
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас
(Дети 2-3 раза проходят в игровые ворота и останавливаются возле стенда)
Что вы ведете? (Алфавит)
Правильно. Покажите и назовите буквы, которые вам нравятся. Дети и воспитатель рассматривают кириллицу.
Воспитатель.
- Это первая славянская азбука. Названия букв должны были напоминать людям слово, которое некогда нельзя забывать.
- Послушайте, пожалуйста, правдивую историю.
-Современные ученые доказали, что старославянская азбука имеет чудодейственную силу. Однажды от злых людей пострадал хороший, умный трудолюбивый человек. Доктора помогли ему. Но, к сожалению, здоровье не восстановилось в полной мере. Тогда этот человек начал сам искать пути к здоровью и нашел. Он с усердием начал «кричать» старославянскую азбуку. Со временем здоровье его улучшилось.
- Ребята, а вы хотите попробовать покричать?
-Мы совсем увлеклись и забыли, что в шкатулке есть сюрприз для вас.
(воспитатель открывает шкатулку и достаёт свиток, написанный странным образом)
-Здесь сообщение о том, что 24 мая – день славянской письменности и культуры.
-Ребята, да здесь есть еще буквы, но они не обычные – вкусные
(Дети получают угощение - печенье в форме букв алфавита).
Начинается чаепитие.
Далее происходит встреча с представителями краеведческого музея.
Тема встречи: «История письменных приборов»