МААМ-картинки

НОД. Познание. Что мы знаем об электричестве?

Ольга Куприянова
НОД. Познание. Что мы знаем об электричестве?

Что мы знаем об электричестве?

Цель: формирование представлений об электричестве, электрической лампе и электроприборах.

Задачи:

1) познакомить с историей открытия электричества;

2) формировать представления у детей о связи между прошлым и настоящим;

3) познакомить детей с понятием «электричество», активизировать его в словаре;

Публикация «НОД, Познание, Что мы знаем об электричестве?» размещена в разделах

4) закрепить у детей знания о безопасном поведении с электрическими при-борами.

Оборудование: кукла Буратино, фонарик, батарейки, иллюстрации с изображением молнии, керосиновой лампы, пещеры, о технике безопасности, магнитофон.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Буратино. Он принес с собой фонарик. Но фонарь почему-то не работает. Давайте поможем Буратино разобраться, в чем причина. Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения, открывают фонарик, догадываются, что нет батарейки.)

- Сейчас попробуем поставить батарейку. Когда мы вставили батарейку, через фонарик пошел электрический ток, и он заработал.

- Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Это электричество.)

- А в природе можно встретить электричество?

- Да. Молнии - это тоже разряд электричества.

- А на себе вы когда-нибудь ощущали легкий треск, а иногда даже искры? Это тоже электричество. Иногда слышно потрескивание синтетической одежды, когда ее снимаешь. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Вещи и волосы, наше тело электризуются.

- В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, лам-почки, провода и т. д.)

- Покажите лампы в нашей группе. Почему они не горят? Что надо сделать, чтобы включить лампу? Где находятся выключатели? Покажите. Для чего же нужен выключатель? (Включать и выключать свет.)

-Откуда в лампах берется свет? (Предположения детей.) Свет в лампах загорается лишь тогда, когда в них появляется электрический ток.

II. Основная часть.

-Давайте поговорим об электричестве. Мы так привыкли к нему, что перестали ценить его. А ведь свет от лампы нам необходим. Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампа? Как раньше человек освещал свое жилище? (Предположения детей)

Древние люди жили в пещерах и с помощью костра освещали свои жилища. (Показ иллюстрации.) Со временем они научились строить дома, а в доме костер не разведешь. Поэтому начали освещать комнаты плошками, в которые наливали масло и поджигали его. (Показ) Затем стали применять лучину, которую откалывали от сухого полена. (Показ) Но за ней надо было смотреть, чтобы не начался пожар. Кроме того, лучина очень быстро прогорала. В доме становилось темно. Позднее люди придумали свечку (показ, потом - вот такую лампу. Называется она керосиновой. (Показ.) Она устроена так: керосин наливают в эту емкость, один конец фитиля опускают в нее, а другой поджигают. Стекло покрывается копотью, да и света керосиновая лампа дает мало. Вот как об этом писал С. Я. Маршак:

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу.

Я голодная, я холодная!

Высыхает мой фитиль,

На стекле густая пыль.

Почему - я не пойму -

Не нужна я никому!

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горят свечей.

-С какой лампой познакомилась керосиновая? электрической лампой.)

-Когда загорается электрическая лампа?

-Лампочка не будет гореть, пока по проводу к ней не придет электрический ток. Кто знает, что такое ток? Электрический ток - это энергия, которую нельзя увидеть глазами. Она вырабатывается на электростанциях. Ток по проводам, как по дорожке, бежит к нашим домам и квартирам, а потом - к лампам. Проводов не видно: они спрятались в стенах. Давайте посмотрим на иллюстрацию. (Показ.) От столба к столбу тянутся провода, по которым с электрических станций поступает ток высокого напряжения. Провода подняты высоко-высоко, чтобы люди до них не дотрагивались. Провода подходят ко всем зданиям: жилым домам, детским садам, школам, магазинам. Свет нужен всем людям.

Физминутка.

-Давайте немножко отдохнем и поиграем с Буратино:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, разогнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

-А теперь сожмите кулачки и выставите вперед указательные пальцы навстречу друг другу. Чик, соединили провода. Ток побежал по дорожке. Чик, разъединили провода. Ток не поступает. Я буду включать и выключать свет, а вы будете на пальцах соединять и разъединять провода. (Повторить два-три раза.)

Игра «Что есть, что было»

Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. (Раскладываются карточки, со-ставляющие пару: стиральная машина - корыто; пылесос - веник; миксер -венчик; швейная машина - игла; электролампа -свеча и т. д.)

-Молодцы! Электроприборы - наши помощники. Они облегчают наш труд, вносят радость и уют в наши дома.

-Скажите, какие электроприборы есть в нашей группе? (Ответы.) Все электроприборы должны «питаться». Только питание у них особое, не такое, как у человека, растений и животных. Это электрический ток, который идет по проводам. Вот магнитофон. У него есть провод с вилкой. Пока вилка не вставлена в розетку, в электрическую сеть, магнитофон не работает. Как только вилка окажется в розетке, она соединит провода - ток побежит к магнитофону. Вилка - это такой же выключатель, с помощью которого мы соединяем и разъединяем провода. (Включает и выключает магнитофон.) Выключить магнитофон можно, не отключая его из розетки. Нажимаем вот на эту кнопку - магнитофон работает; еще раз нажимаем - не работает. (Предлагает детям нажать на кнопку)

-Как много мы сегодня узнали об электричестве! Но каждый из нас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.

Давайте вспомним все правила безопасности (по карточкам).

1. Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и т. д.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дот-рагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

III. Заключение.

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили?

-Что нового вы узнали?

-Что такое электричество?

Вот и Буратино все узнал об электричестве, и вы ему в этом очень помогли.

Рефлексия:

Понравилось вам занятие?

Чем понравилось?

Что запомнилось больше всего?

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности по ОБЖ в старшей группе (5–6 лет). «Где живет полезный огонь». Программное содержание: • Обобщать знания детей об электричестве, расширять представления о том, где «живёт» электричество и как помогает.

Перспективное планирование экспериментально-опытнической деятельности в подготовительной группе на 2012–2013 уч. год. СЕНТЯБРЬ: 1."Какой бывает вода?"- познакомить с принципом пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. 2."Очищение воды. " - выявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД. Познание. Что мы знаем об электричестве?
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 21:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД