Бондарь Лариса Валентиновна
НОД по экологическому воспитанию «Живая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Основная образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие.
Программное содержание: Закрепить знания детей о животных, зверях, рыбах, птицах и насекомых. Расширить представления детей о земноводных; обогатить знания новыми сведениями о жизни лягушек. Развивать речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать интерес к природе, бережное отношение. Желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.
Публикация «НОД по экологическому воспитанию „Живая природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения, беседы
Материал: Карта «Путешествие в живую природу»; фломастеры, альбомные листы бумаги.
Предметные картинки: звери, птицы, рыбы, насекомые;
Игрушки: звери, домашние животные, рыбы, лягушки.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, а вы помните, я обещала пойти с вами в поход? И сегодня я выполняю свое обещание. Вот и карту я вам принесла: А для чего нам нужна карта?
Дети: Чтобы в походе не заблудиться. (Рассматриваем карту)
Воспитатель : На верхней части карты написано: «Живая природа». Какую природу мы называем живой?
Дети: Ту, что рождается, растет, питается, размножается и умирает.
Воспитатель : Находим начало нашего пути. От ворот ведут две дороги. Куда ведет первая дорога? Куда ведет – вторая? (Дети читают Флора и Фауна).
Воспитатель : Фауна – это богиня, покровительница животных. Если мы пойдем по этой дороге, то встретимся с животным. Ну что, отправляемся в путь?
Первая остановка – Лес.
Вопросы к детям.
1. Какие животные живут в лесу?
2. Как называются животные, которые живут в лесу?
3. Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек заботится о них?
4. Чем питаются животные?
5. Как называются животные, которые едят только растения?
6. Как называются животные, которые питаются мясом?
7. Как готовятся к зиме заяц, медведь, белка?
8. Почему в наших лесах не живут: слон, жираф, белый медведь?
9. Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев?
ВЫВОД: В наших лесах живут дикие животные. Эти животные приспособились к нашему климату, одни питаются растительной пищей (травой, другие – дичью, мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной они здесь не найдут. Если численность зайцев увеличится, то они уничтожат все деревья, кусты, траву. Они объедят кору, и деревья погибнут.
Вторая остановка – Озеро.
Вопросы к детям.
1. Кто живет в воде?
2. Какие рыбы живут в реке?
3. Какие рыбы и животные живут в море?
4. Какое животное самое большое на земле?
5. Что нужно обитателям воды для жизни?
Воспитатель : Да, в любом водоеме кипит жизнь.
Третья остановка – Болото.
Вот и здесь в болоте, тоже много жителей. Обратите внимание, кто живет на болоте?
(Дети отвечают)
Воспитатель : Этих жителей называют земноводными, потому что они могут жить и в воде и на суше. Сегодня я вам расскажу про лягушку. Кожа у лягушек гладкая и скользкая. Она прикреплена к телу в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в год лягушка «переодевается» - меняет кожу. А питаются они комарами, мухами и другими насекомыми, причем в огромном количестве.
Как называется детеныш лягушки?
Дети: Детеныш лягушки называется лягушонком.
Воспитатель : Свою жизнь он начинает в воде. Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик, который, становится потом лягушонком и вырастает в лягушку. В жаркие дни лягушка прячется в укрытие. Дело в том, что она дышит и легкими, и кожей, а кожа у нее голая и покрыта слизью, если слизь высохнет - лягушка погибнет. У нее широкий и липкий язык. Когда лягушка видит летящее насекомое, она выбрасывает язык вперед и жертва прилипает к нему. Окраска у лягушек разная. Они бывают зелеными, бурыми, краснобрюхими, белыми. Живут в Америке, Азии, Африке. Самая большая лягушка размером с арбуз обитает в Южной Америке. Самая маленькая – уменьшается на ногте большого пальца – лягушка-кокоа, она самая ядовитая.
Итак, ребята, что интересного вы узнали о лягушках?
Физкультурная пауза.
Четвертая остановка – Небо.
Воспитатель : Сейчас мы с вами с земли поднимемся в небо.
Вопросы к детям.
1. Кто живет в воздухе?
2. Чем отличаются птицы от животных?
3. Как птиц можно назвать по - другому? (пернатые)
4. Как называют птиц, которые улетают на зиму?
5. Как называют птиц, которые остаются зимовать?
6. Почему птицы улетают?
7. Чем птицы питаются?
ВЫВОД: Среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда вьют и на земле, и на деревьях. Птицы в отличие от животных покрыты перьями, поэтому их называют пернатые.
Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют – перелетные, а те, которые, остаются – зимующие. Зимующие птицы могут найти корм самостоятельно, но мы должны им помогать.
Ребята, посмотрите и скажите, кто это? (на столе расставлены игрушечные насекомые).
Дети перечисляют насекомых.
Воспитатель : Как можно всех назвать одним словом.
Дети: Насекомые.
Воспитатель : А для чего нужны насекомые?
Дети: Насекомые нужны птицам. Они ими питаются.
Воспитатель : Что будет, если исчезнут все насекомые?
Дети выводят экологическую цепочку.
Исчезнут насекомые - исчезнут птицы, которые питаются насекомыми.
Не будет птиц - погибнут деревья, потому что их съедят вредители.
Не будет деревьев – негде будет жить животным.
Высохнут все маленькие ручейки, обмелеют и исчезнут реки.
Не будет воды на земле – погибнет человек.
ВЫВОД:Чтобы этого не допустить – необходимо беречь природу!
Дети садятся на стульчики.
Игра «Кто где живет?»
Дети раскладывают картинки, на которых изображены животные, птицы, рыбы, насекомые в местах их обитания.
Воспитатель : А теперь скажите, кто как передвигается.
1. (Человек - ходит. Птица – летает. Лошадка – скачет. Рыбы – плавают. Кузнечик, лягушка, заяц – прыгают. Змея - ползает и т. д.)
2. Кто как подает голос? (корова, лошадь, коза, утка, тигр, лягушка, комар, гусь, змея, кукушка, ворона).
3. Кто как ест? (собака грызет кость; кошка молоко лакает; курица зерно клюет; корова траву жует).
4. Скажите, что будет, если на дороге встретятся зайчик и лиса?
5. Скажите, что будет если кошка будет жить в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает ребятам, нарисовать любимое животное или насекомое.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами прошли по дороге «Флора». Узнали много интересного. В следующий раз мы будем путешествовать по дороге, которую охраняет покровительница растений – богиня Фауна.
h3][/h3]