Снежана Кистер
Конспект НОД по валеологии «Мои верные помощники»
▼ Скачать
«Мои верные помощники»
НОД по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего возраста.
Цель: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека.
Задачи.
Образовательные:
• Расширить представления об особенностях функционирования человеческого организма.
• Формировать элементарные представления ценности здоровья и способы его сохранения.
• Совершенствовать навыки постановки опытов и экспериментирования.
Публикация «Конспект НОД по валеологии „Мои верные помощники“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
• Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью восприятия.
• Формировать интерес к познанию своего тела.
Развивающие:
• Развивать быстроту мышления, творческое воображение.
• Развивать музыкально-ритмические способности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
• Воспитывать толерантность, доброе отношение к людям с ограниченными возможностями.
Ход НОД.
Дети по музыку заходят в зал «Вместе весело шагать …».
Воспитатель организует детей, здороваются с гостями.
Стук в дверь. Появляется Робот.
Робот. «Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я могу видеть и слышать, но я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Можете ли вы видеть, слышать и как вы можете чувствовать запахи и вкусы?»
Воспитатель: Ребята, кто готов ответить на вопросы робота? (Ответы детей). Что будет, если робот сломается (Ответы детей). А мы можем сломаться? А что может с нами может произойти?
Чтобы ответить на вопросы робота, предлагаю отгадать загадку:
«Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят… (Глаза).
Картинку глаза выводят на экран.
Воспитатель: ребята, зачем человеку глаза?
Дети: чтобы видеть.
Воспитатель: как бы мы жили, если у человека не было глаз?
Дети: нам бы пришлось очень тяжело и т. д.
Воспитатель: Послушайте стихотворение «Для чего глаза на свете?» (читает ребенок).
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице одна пара глаз?
Чтоб текла из низ слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?
Страшно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Воспитатель предлагает детям с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и одевает повязку ему на глаза.
- Скажи, что у меня в руках? (ребенок не знает).
Затем воспитатель делает 2-3 бесшумных действия. (ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может).
Воспитатель: теперь сними повязку и скажи: что ты почувствовал, когда у тебя была повязка на глазах. (Ответ ребенка).
Воспитатель: глаза – это орган зрения. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце игрушки. Не зря говорят, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Воспитатель предлагает взять зеркала в руки.
Воспитатель: посмотрите на свои глаза в зеркало, вы увидите посредине круглое цветное пятнышко. У всех оно разного цвета: коричневое, серое, зеленое, голубое. Это радужная оболочка. Посередине видна черная точка (отверстие). Оно называется зрачок – через него лучи света попадают внутрь глаза. А еще внутри есть глазное яблоко, которое покрыто твердой оболочкой (склерой, как яйцо скорлупой.
(Воспитатель предлагает убрать зеркала на место).
Природа заботливо оберегает глаза. Если течет пот со лба – его останавливает густая изгородь бровей (педагог предлагает потрогать брови). Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат ресницы (предлагает потрогать ресницы). А если несколько пылинок и попадут в глаз, их тотчас слизнет мигающее веко. (Потрогать веко). С внутренней стороны веки влажные, они работают, как «дворники» - стеклоочистители на стекле автомобиля. Если же близко к глазу появится какой-нибудь предмет – веки захлопнуться сами раньше, чем ты об этом подумаешь.
Но и мы сами можем заботиться о своих глазах и делать гимнастику для глаз – влево - вправо; вверх - вниз; как бы ощупывая изображение: круг, квадрат.
Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Жмурки» (с хлопками).
Воспитатель: почему Максим смог поймать Настю, ведь он ничего не видит?
Что ему помогло?
Дети. Уши.
Картинка «Уши» выставляется на экран.
Воспитатель: Для улавливания и различения звуков у человека существует орган – уши. Сколько у вас ушей? (ответы детей). Уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представьте такую ситуацию: вы сидите в сквере на скамейке и рассматриваете картинки в книге. А на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам. Именно уши «Сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. А мозг вас «разбудит» и прикажет бежать от этой опасности. Если бы не уши, мы не могли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того чтобы научиться говорить, маленькие дети сначала долго слушают и запоминают, что и как говорят окружающие люди.
Слух животных отличается от слуха человека. Лучше всех слышат (показывают картинки, и дети называют животных) : дельфины, летучие мыши, ежи, собаки, совы.
Воспитатель: давайте, мы с вами поэкспериментируем. Мы с вами знаем звуки бывают разные, попробуйте определить по звуку. Игра «Определи по звуку» (несколько детей встают за ширму и переливают воду, шелестит бумагой, стук ложкой по столу, мешать чайной ложкой в стакане, рвать бумагу и т. д.) остальные дети должны определить источник звука.
Затем воспитатель предлагает посмотреть мультфильм. (Демонстрация фрагмента мультфильма без звука). О чем говорили герои мультфильма? (Предложения детей и воспитателя). Почему у нас у всех разное мнение? (Потому, что мы не слышали, о чем говорят герои). (Просматривают фрагмент мультфильма со звуком). Какой орган помог нам услышать речь героев. (Уши).
Воспитатель предлагает отдохнуть – музыкальная игра «Части тела».
Воспитатель: Ребята, не только глаза нужно беречь, но и уши тоже. Предлагаю вам подойти (небольшими группами) к столам и выполнить задание «Как беречь уши» (работа с раздаточным материалом – карточки).
Педагог предлагает сесть на стулья.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Между двух светил – посреди один,
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит
То заходит, то выходит». (Нос).
Картинка «Нос» выставляется на экран.
Воспитатель. Для чего человеку нос?
Дети. Чтобы дышать, нюхать запахи, чихать.
Воспитатель. Послушайте, дети, стихотворение (рассказывают трое детей).
«Зачем носик малышам?»
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики…
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки
На полянке – землянику,
В грядке спелую клубнику.
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случится,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровым всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.
Если можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать
Днем на солнце не сидеть –
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?».
Воспитатель рассказывает про орган – нос.
И зачем он нам только нужен? Одни страдания с ним. То с горки упадешь, да нос разобьешь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? Так, да не так. Нос нам важен не менее, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте. Воздух попадает в нос через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Проходя по лабиринту, воздух согревается и попадает в легкие уже теплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем. И нос очищается. А еще нос первым сообщит мозгу о непригодным для дыхания воздухе. Мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов, потому что у нас замечательный нос! Вот это мы сейчас с вами проверим.
Игра «Узнай по запаху» (мята, чеснок, лук, лимон, апельсин, духи и т. д.).
Воспитатель. Мы уже сказали, что нужно беречь глаза и уши, но и нос мы тоже должны беречь. Предлагаю сделать дыхательную гимнастику она не только полезна для носа, но и для всего организма:
«Часики», «Дудочка».
Воспитатель предлагает сесть на стулья.
Воспитатель. Ребята, как хорошо, оказывается, что у нас есть такие верные помощники, как глаза, уши и нос.
Робот. Хорошо, ребята рассказали о верных помощниках, мне очень было интересно. Но еще я видел людей, которые не видят, не слышат и не чувствуют запахи.
Робот просит рассказать о людях с ограниченными возможностями.
На экране выставляются картинки, где изображены люди с ограниченными возможностями.
Есть люди, которые не видят. (Это слепые люди). Как можно помочь этим людям? (Помочь перейти дорогу, купить продукты, подать руку, предметы, рассказать новости и т. д.)
А еще есть люди, которые не слышат (Это люди глухие, они не слышат и разговаривают руками, жестами рук они передают друг другу информацию. Как можно помочь глухим людям? (Врачи выписывают слуховые аппараты, можно информацию писать на листочке, нарисовать, показывать действиями, жестами и т. д.)
Еще существуют люди, которые не различают запахи – у них нарушено обоняние, они ничего не могут определять по запаху. Как можно помочь таким людям? (Если чувствуем плохие запахи, отвести этого человека в другое место; если чувствуем запах испорченных продуктов, предупредить об опасности и т. д.)
Робот благодарит детей и воспитателя за рассказ об органах, прощается и уходит.
Воспитатель подводит итог занятия, благодарит детей за работу. Дети прощаются и уходят.