Федянина Наталья
НОД «Почему предметы двигаются». Знакомим детей с физическими понятиями: «сила», «трение»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность на тему «Почему предметы двигаются?», позволяет познакомить детей с физическими понятиями «Сила», «Трение». В играх – экспериментирования, дошкольники открывают новый мир объектов и явлений неживой природы. В процессе проведения опытов у детей развивается познавательная активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Дети принимают активное участие в НОД и опытным путём выясняют, что если на предметы не воздействует сила, то они остаются в покое.
Публикация «НОД „Почему предметы двигаются“, Знакомим детей с физическими понятиями: „сила“, „трение“» размещена в разделах
Цель: способствовать развитию детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- познакомить детей с физическими понятиями : «сила», «трение»;
показать пользу трения, закрепить умение работать с микроскопами
воспитывать у детей стремление к познанию нового.
Материалы: небольшие пластмассовые машины, пластмассовые шары, книги, неваляшки, резиновые игрушки, кусочки мыла, стёкла, микроскопы, листы бумаги, простые карандаши, картинки с изображениями – подтверждающими пользу силы трения.
Ход занятия
Дети входят в группу под музыку (из мультфильма «Незнайка»)
Ребята в гости к нам пришёл Винтик, и Шпунтик, это друзья Незнайки, они механики. Чем-то они сегодня озабочены. (Винтик и шпунтик рассказывают детям, что вот уже несколько дней им не даёт покоя один вопрос, «Почему предметы движутся?»)
Ребята, вот, например, машина, сейчас стоит, но может и двигаться. Что же заставляет её двигаться? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята. Давайте поможем Винтику и Шпунтику в этом разобраться.
Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться. (Дети толкают машины, тянут за верёвочку)
Что заставило машину начать движение? (Мы потянули, толкнули)
Ребята, а теперь обратите внимание на шарики
Как заставить двигаться шарик? (Надо его толкнуть)
Давайте попробуем. (Дети толкают шарик, наблюдают за движением)
А вот стоит игрушка – неваляшка. Как вы думаете, она умеет двигаться? (Толкнуть, и она будет качаться.)
Так что заставило двигаться все эти игрушки? (Мы толкали, тянули)
Воспитатель: Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают. То, что тянет или толкает их, называется силой.
А кто заставлял сейчас двигаться машину, неваляшек. Шарики? (Мы) Правильно! мы с помощью своей силы заставляем двигаться предметы, толкая их.
Физ. Минутка.
Раз -два, два -раз много силы есть у нас.
Раз два выше голова!
Три четыре руки шире.
Пять шесть -всем присесть.
Семь восемь – встать просим.
Винтик и Шпунтик благодарят детей и говорят, что они поняли : сила – это то, что заставляет двигаться предметы.
Вопрос от Винтика и Шпунтика: «Тогда почему, когда мы хотим заставить двигаться предметы, у которых нет колёс, например стул. Он сопротивляется и царапает пол?»
Воспитатель: Дети, почему – же так? Давайте попробуем толкнуть слегка стул. Что наблюдаем? (Тяжело двигается)
А теперь попробуем подвинуть, не поднимая, любую игрушку. Почему тяжело перемещается? (ответы детей) – А попытайтесь легонько подвинуть книгу по столу. По- чему она вначале не тронулась с места? (ответы детей)
Ребята, стол и пол, стул и пол, игрушки и стол, книга и стол, когда мы их толкаем, трутся друг о друга. Возникает другая сила – сила сопротивления.
Она называется «Трение». царапины на полу от стула возникают из - за трения, потому – что никакая поверхность не бывает идеально ровной.
Обратить внимание детей на схему.
Мы выполняли такие же действия.
Винтик: А поверхность мыла стекла, ровные и гладкие.
Воспитатель: Это надо проверить. Что нам может помочь рассмотреть поверхность стекла, мыла? (Лупа) Посмотрите на поверхность мыла. На что она похожа? (ответы детей) Зарисуйте, как выглядит поверхность мыла под лупой (дети рисуют)
А сейчас рассмотрите поверхность стекла и тоже зарисуйте.
Покажите Винтику и Шпунтику свои рисунки
Шпунтик: вы убедили нас, что никакая поверхность не бывает идеально ровной. А почему на листе бумаги хорошо видны следы от карандаша, а на стекле – почти нет никаких следов? Воспитатель: Ребята, попробуем написать на стекле (пишут, а теперь на бумаге. Где лучше виден след от карандаша - на стекле или бумаге? Почему? (ответы детей)
Трение на шероховатых поверхностях сильнее, чем на гладких. Трение на стекле слабее. Поэтому карандаш не оставляет на стекле почти не каких следов.
Как вы думаете, трение может быть полезным? (ответы детей) В чём его польза? (ответы детей) – Например шероховатые резиновые подошвы обуви альпинистов позволяют им двигаться по скалам не соскальзывая вниз: дороги и шины автомобилей имеют шероховатую поверхность – это препятствует заносам автомобиля.
Дети рассматривают картинки о пользе и силе трения : «Что было - бы если не было силы трения?» (Ответы детей)
Винтик и Шпунтик: Спасибо ребята, мы узнали от вас много нового. Поняли, что сила заставляет двигаться предметы, что между предметами возникает трение. Об этом мы расскажем своим друзьям в Цветочном городе.
(Дети прощаются с Винтиком и Шпунтиком)