Алена Замураева
НОД по познавательному развитию в средней группе «Экскурсия в музей дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию в средней группе.
Тема «Дымковская игрушка». Закрепление.
«Экскурсия в музей дымковской игрушки».
Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
Публикация «НОД по познавательному развитию в средней группе „Экскурсия в музей дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Средняя группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, истории возникновения, особенностях узоров и цвета узоров.
2. Развивающие задачи :
• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;
• развивать активную речь по средствам анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов; развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;
• развивать чувство цвета, эстетические чувства;
• обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;
• развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• способствовать проявлению положительных эмоций;
• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Средства :
• наглядные - дымковские игрушки, фотографии, иллюстрации, шаблоны дымковской барыни, коня и индюка, образцы элементов дымковской росписи;
• ИКТ – проектор, ноутбук, экран;
• мультимедийные – мини-фильм;
• литературные – стихи.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».
1 этап – организационный.
-Ребята, сегодня утром нам принесли билеты в музей. Посмотрите, какие они яркие, красивые. А кто на них нарисован, вы узнали? (дымковская барыня) Верно. Значит, в какой музей нас пригласили? (в музей дымковской игрушки). Хотите туда пойти со мной? Хорошо, только сначала надо вспомнить правила поведения в музее : что нельзя делать? (шуметь, бегать, трогать руками экспонаты); что можно делать? (внимательно смотреть и слушать, любоваться экспонатами, задавать вопросы). Билеты мы пока отложим в сторонку, чтобы они вас не отвлекали, а в конце мероприятия я вам их раздам.
Ну, что же, давайте отправимся на экскурсию. Вы становитесь посетителями музея, а я – экскурсоводом (надеваю бейджик).
2 этап – работа над темой занятия.
- Ребята, проходите в первый зал. Здесь выставлены дымковские игрушки. Посмотрите, какие они красивые, как их много (дети рассматривают игрушки).
А вы знаете, кто создал все эти игрушки? (мастерицы)
- Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
- А почему ребята эти игрушки называются дымковскими? (потому что их сделали в слободе Дымково)
-А где находится это село, вы знаете? (на территории города Кирова, за рекой Вяткой)
-Правильно, молодцы. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково (обращаю внимание детей на иллюстрации, изображающие село).
Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.
А Миша у нас знает стихотворение о Дымкове. Мишенька, расскажи, пожалуйста (заранее подготовленный ребенок рассказывает стихотворение).
«. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое „Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные,
Белоснежны, как березки
Кружочки, клеточки, полоски —
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
Из глины козлик в яблоках,
Собою хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в рогах.
А вот дымковские барыни :
У них руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
- Посмотрите, дети, какие красивые эти игрушки. А из чего они сделаны, вы запомнили? (из глины)
А как они называются, вы знаете?
(показываю поочередно, дети называют)
-Какие вы молодцы, все запомнили. А скажите мне, какого цвета бывают дымковские игрушки? (только белого)
-Верно, а какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?
( Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
-А какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
(синий, красный, желтый, зеленый и др.)
- Какие все эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные)
-Молодцы! Вы много знаете о дымковской игрушке. А сейчас мы с вами пройдем в другой зал нашего музея, демонстрационный и посмотрим фильм, в котором вы увидите еще больше дымковских игрушек, увидите, как их изготавливают и еще раз полюбуетесь на их красоту.
(просмотр фильма)
- Понравился вам фильм? Что больше всего понравилось?
3 этап – физкультминутка.
А в нашем музее есть еще зал для отдыха, проходим на ковер и представим, что мы с вами дымковские барыни и кавалеры (танцевальные движения под русскую народную плясовую мелодию).
4 этап – игра «Создай дымковскую игрушку».
- А сейчас мы с вами сами превратимся в мастеров и пофантазируем, как можно расписать дымковскую игрушку. Проходим в мастерскую (отдельно стоящие столы).
У вас на столах есть элементы росписи дымковской игрушки – (показываю) круги, кольца, волнистые линии. Вам нужно расположить эти элементы на шаблоне так, чтобы получилась красивая игрушка. Выбирайте шаблон – индюк, барышня или лошадка и приступайте к работе.
-Молодцы! Как красиво у вас получилось! Посмотрите, какие красивые и яркие работы вы создали.
А наша экскурсия заканчивается, понравилось вам ребята в музее дымковской игрушки?
Что нового вы узнали сегодня? Что вам особенно запомнилось? Мы с вами обязательно побываем в нем еще не раз.