Антонина Максимович
НОД по национально-региональному компоненту в средней группе «Мир природы родного края»
▼ Скачать
Непосредственно – образовательная деятельность
по национально – региональному компоненту в средней группе
«Мир природы родного края».
Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о природе родного края; развивать познавательную активность; воспитание любви к родному краю и уважительное отношение к народу ханты.
Материалы: доска, иллюстрации растений и животных, быта народов ханты, музыкальное оформление.
Предварительная работа: беседы о быте хантов, экскурсии в лес, чтение литературы.
Публикация «НОД по национально-региональному компоненту в средней группе „Мир природы родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга:
Добрый день, солнце!
Добрый день, земля!
Добрый день, гости!
Добрый день, друзья!
Ребята, а вы любите путешествовать? Конечно, любите. Мы с вами много путешествовали по миру, но всегда возвращались домой, к себе на родину, в свой родной город, в свой любимый детский сад. А куда бы вам хотелось сегодня совершить путешествие? Я очень рада, что вы стремитесь быть великими путешественниками. Конечно, путешествия бывают разными. Можно сесть в самолет и улететь в далекие неведанные земли. А я вам предлагаю путешествие в мир природы нашего края. Вы согласны? Тогда в путь? А на чем удобно путешествовать по нашему краю? Молодцы, правильно, на оленях. Но для начала давайте повторим как нужно вести себя в природе? Правильно, тихо, осторожно, чтобы не спугнуть животных, не шуметь, не кричать, а друг другу помогать. Теперь можно отправляться в путь, сели удобнее на оленей и поехали. Вот мы и приехали, присаживайтесь удобнее на полянке. Чтобы увидеть красоту природы нашего края, вы должны выполнить задания. Давайте составим картину леса нашего края. Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем краю? (деревья выставляются на доску). А чего еще не хватает в нашем мире природы? (зверей). Сейчас мы вспомним, какие звери живут в нашем краю? А какой зверь живет только у нас на севере? Какие птицы живут в нашем краю? Какие птицы живут только у нас на севере? Почему глухаря назвали глухарем? Чем питается глухарь? Чем питается куропатка? Что у куропатки и зайца общего? Суров наш северный край, но природа одарила его разнообразными ягодами. А какими мы сейчас отгадаем.
Кустик красненький растет,
От простуды всех спасает,
Витаминами питает
И от кашля помогает,
Ты внимательней смотри – ка
Это ягода… (Брусника).
Мох не мох – в лесу перинка,
На перинке не малинка,
И пригожа, и красна,
На морозе лишь сладка. (клюква).
Расту я во борочке на небольшом кусточке:
Черненькая, маленькая, сладенькая. (черника).
У болота, на полянке
Кустик голубой растет,
Сочные и сладкие
Ягодки дает. (голубика).
Какую из этих ягод называют северным лимоном? Почему? Какие ягоды можно собирать зимой из – под снега? Молодцы! Едем дальше. Вот и следующая остановка. Прежде чем узнать куда мы с вами попали, послушайте одну старую легенду.
Много веков назад жил на земле сибирский юноша. Был он сильным сыном своего рода и всего племени. И бала у него мечта – увидеть земли далекие, подарить своему народу просторы бескрайние и богатства невиданные. Долго думал он, и, наконец, решил отправиться в путь. Неравны были его силы с природой. Но поднималось солнце, протягивал юноша к нему руки, просил стойкости и мужества для осуществления своей мечты. Он дошел и сказал: «Здесь будет жить народ мой! Вот его земля!».
О каком народе говорил юноша? О каких жителях? Чем занимаются ханты? Как называется их дом – жилище? Из чего они делают свой чум? Почему покрывают оленьей шкурой? Какую пользу для народа ханты приносит олень? Что у оленя самое ценное для маленьких детей?
Ханты очень гостеприимные хозяева. Всех гостей хозяйка встречает словами: «Вуся улаты», что означает – здравствуйте. Целая цепочка выстраивается в жизни хантов. Олени нужны людям, поэтому они берегут оленей. Есть у хантов очень хорошие поговорки: «Если у чума появился олень – к большой радости», «Если из стада уходит олень, то будет несчастье, беда». Мы живем на этой северной земле, а значит должны беречь эту северную землю. Вот и подошло наше путешествие к концу. Возвращаемся в детский сад.
Дети читают стихи о крае.
За Уральскими горами
Здесь, на краешке земли,
За сосновыми лесами
Здесь, живут друзья мои.
В самом деле край огромный
И к тому же он богат всякими дарами.
В тундре нашей есть брусника,
Есть грибы, олени есть,
А в лесу растет черника,
Да всего не перечесть.
В нашем крае снег и вьюга,
Ветер дует нам в лицо.
В детский сад иду с подругой.
Трудно за полярным кругом,
А кому же здесь легко?
Неповторимый милый край!
Мы все останемся здесь, знай.
Ты суров и очень мал,
Ты сердце мне околдовал.