Юля Сахарова
НОД по аппликации «Наш посёлок — кружева наличников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений у детей о русской традиции украшение наличников, через освоение навыков декоративной аппликации.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить с понятиями «наличник», «кружево»
Формировать первичные представления об особенностях украшения русских изб.
Вызывать интерес детей к профессии резчик по дереву на Руси.
Продолжать формировать умение составлять симметричный узор, чередовать элементы узора, использовать цветовую гамму.
Продолжать формировать у детей умение делить прямоугольник пополам, способом сгибания.
Упражнять в работе с ножницами.
Публикация «НОД по аппликации „Наш посёлок — кружева наличников“» размещена в разделах
- Аппликации из тюля и кружев
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Закрепить правила безопасного обращения с ножницами.
Развивающая:
Развивать у детей любознательность, интерес к истории и культуре наших предков.
Обогатить словарный запас детей
Развивать мышление, внимание, память.
Развивать творческую активность в продуктивной деятельности.
Воспитывающая:
Воспитывать чувство гордости и уважения к народным умельцам.
Воспитывать любовь к своему родному поселку, к миру красоты.
Воспитывать интерес к резьбе по дереву.
Материал к НОД: иллюстрация с эскизом дома, клей, кисточка, салфетка, заготовки для наличников, музыкальная колонка для прослушивания песни, кружева из ниток, кружево из картона, иллюстрации с деревянными домами.
Методы и приёмы:
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций с деревянными домами и разными наличниками, демонстрация кружева из разного материала.
словесные методы; беседа, вопросы, слушанье песни.
практические методы: выполнение аппликации, физминутка, зрительная гимнастика
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: Беседа о родном поселке, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, презентация «Родной край», рассматривание картин с разными домами.
Планированный результат: имеют представление о наличниках, о профессии резчика по дереву; умеют делить прямоугольник пополам, способом сгибания и работать с ножницами; умеют составлять симметричный узор, чередовать элементы узора, использовать цветовую гамму;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Предлагаю прослушать музыкальный отрывок (песня о Судиславле) Задаю вопросы после прослушивания: О каком поселке эта песня? (ответ детей)
Обобщаю: Судиславль очень старинный поселок, много в нем старинных построек сделанных из разного материала. Но особенно красивы и неповторимы деревянные дома.
Показываю фотографии с деревянными домами п. Судиславль. (4-5 фотографий).
По ходу демонстрации фотографий задаю вопросы:
Чем отличаются эти дома?
А у ваших домов, есть такие красивы окна? (ответ детей)
2. Беседа.
Воспитатель: С глубокой древности до нас дошла уникальная традиция-украшать окна домов деревянными наличниками. Путешествуя по Судиславлю, я видела множество неповторимых орнаментов и узоров на наличниках домов. Давайте попробуем узнать, что такое наличники.
Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. Наличники напоминают узоры кружев и вышивок. Показываю кружева из ниток. И макет узора наличника. Предлагаю сравнить. (ответ детей)
Воспитатель: Наличники мастерили резчики по дереву. В резьбе использовались различные орнаменты: растительный и геометрический. Окна украшали узором из листьев, ветвей, на которых сажали сказочных птиц, львов и русалок, которые по крестьянским поверьям защищали от злых сил.
Ребята, а вы сами хотите быть мастерами-художниками? (ответ детей)
Мы сегодня будем украшать окно избы деревянными наличниками.
Воспитатель: Перед тем, как приступить к выполнению аппликации разомнёмся.
3. Физкультминутка
Я хочу построить дом, (Руки над головой «домик»)
Чтоб окошко было в нём (Руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в окошко)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Руки вверх, пальцы разомкнуты)
Чтоб вокруг забор стоял (Соединяем руки в замок делаем круг перед собой)
Пёс ворота охранял (Делаем из пальцев собаку)
Солнце было, дождик шёл, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены, стряхивающие движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)
4. Основная часть.
Воспитатель: Показываю образец аппликации наличников.
Обговариваю порядок выполнения наличников:
1. наклеивают прямоугольники на эскиз окна.
2. Украшать наличники.
Обращаю внимание на особенности расположения фигур в орнаменте: повторение левой и правой сторон наличников и более богато украшенный верхний наличник.
Воспитатель: Включаю аудиозапись.
По ходу продуктивной деятельности помогаю детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами передать образ наличника.
Провожу с детьми зрительную гимнастику во время продуктивной деятельности.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
5. Подведение итогов.
Что нового вы узнали?
Кем мы сегодня были?
Какие фигуры вы использовали для украшения наличников?
Где мы можем применить наши умения? (ответ детей)
На Руси строительство дома заканчивалось украшением наличников. А по традиции после строительства дома устраивали новоселье и приглашали в дом гостей, соседей, тех, кто помогал в строительстве дома. Всё пели песни, желали хозяевам благополучия и всего хорошего. Предлагаю накрыть праздничный стол и отпраздновать новоселье.