Ирина Кабалина
Конспект интегрированной НОД «Планеты Солнечной системы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные: Расширить и обобщать представление детей о планетах солнечной системы; Способствовать закреплению полученных знаний детей об освоении космоса и космонавтах.
Развивающие: Развитие способности и потребности изучать и понимать окружающий мир, развивать память, внимание, стремление узнать новое.
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Планеты Солнечной системы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Воспитательные: Воспитывать уважение к людям, осваивающим космос; любовь к Родине, планете Земля, желание больше узнать о других мирах.
Словарь: названия планет, солнечная система, метеорит, космос, космонавт.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, художественная литература.
Предварительная работа:
Беседы с детьми на тему: "Космос и человек", "Планеты Солнечной системы", заучивание стихотворения "Солнечная Семья",считалки «9 планет».
Рассматривание плаката «Космос», набора открыток «Первый в мире», беседы о солнце, планетах Солнечной системы.
Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
В. Кащенко «Созвездие драконов»,
Большая энциклопедия дошкольника.
Подбор материала на тему «Космос», совместно с родителями, для мини-музея.
Материал :Фотоиллюстрации с изображением планет Солнечной системы, на каждого ребенка конверт с набором плоскостных геометрических фигур для конструирования «ракеты», стульчики, «зеркальный шар», настольная лампа, плакат «Солнечная система», шапочки с изображением планет, магнитофон.
Содержание НОД: (проводится в мини-музее космонавтики).
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие предметы нас окружают? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: Макеты ракет, планет, фотографии космонавтов и т. д. О космосе.
Воспитатель: Ребята, мы находимся в музее космонавтики. Что такое космос?
Дети: Небо, звезды, млечный путь, планеты и другие ответы. (воспитатель дополняет в зависимости от ответов детей)
Воспитатель: Учёные хотели знать, с чем столкнётся человек в космосе.
Первыми «космонавтами» - разведчиками стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы.
Первая маленькая мышка - «космонавт» пробыла над Землёй почти целые сутки. Но тогда ещё учёные не умели возвращать космические корабли на Землю.
Почти за год до полета человека в космос, 19 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. 20 августа совершил мягкую посадку спускаемый аппарат с собаками. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.
Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Воспитатель: В космической ракете.
С название «Восток»
Он первым на планете.
Подняться к звёздам смог.
Ребята, кто был первым космонавтом в мире?
Дети: Юрий Гагарин. (Дети показывают портрет космонавта).
Воспитатель: А кого из космонавтов вы ещё знаете?
Дети: Валентина Терешкова – первая женщина космонавт, она находилась в космосе почти три дня.
Алексей Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос в специальном скафандре, и находился в открытом пространстве 20 минут.
Воспитатель: Космонавты должны быть сильными, смелыми, знающими и всё умеющими делать сами. Работа у космонавта трудная и ответственная, все люди нашей страны гордятся нашими космонавтами, а особенно первым полетом Юрия Гагарина.
Ребята, а вы хотите быть космонавтами, хотите полететь в космос? На чем можно полететь в космос? (ответы детей).
Дети: На ракете.
Воспитатель: Чтобы полететь в космос, нам нужна ракета. (На столах лежат конверты, внутри каждого плоские геометрические фигуры).
Игра на развитие творческого воображения: «Собери ракету».
Задание: Собрать из геометрических фигур ракету.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием, детали все использованы, ракеты сделаны правильно.
Дети, полет будет трудным. Что мы будем испытывать в космосе?
Дети: Перегрузку, невесомость.
.
Динамическое упражнение “Невесомость”.
В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
(Дети расходятся и стоя на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги: правая, левая, (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Сядьте удобно, пристегните ремни, расслабьтесь, закройте глаза. Все вместе считаем: 5,4,3,2,1 –Пуск! (звучит космическая музыка - релаксация).
Включить настольную лампу. Направить свет на зеркальный шар, в комнате появятся блики, похожие на звезды. Можно использовать лазер.
Воспитатель: Ребята, вот мы и в космосе! Посмотрите, сколько звёзд! Полюбуйтесь их сиянием. – Ой, что это такое пролетело?
Дети: Это, наверное, звезда упала.
Воспитатель: Ребята, это не звезда, это метеорит пролетел. Метеориты – это осколки звезды. Состоят они из камня, льда и даже железа. Есть такая примета: когда падает метеорит, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Давайте, каждый про себя загадает желание. (Дети загадывают желания, в иллюминатор кто-то стучит).
Воспитатель: К нам стучит инопланетянин! Дети, это вы загадали такое желание?
(ответы детей; появляется инопланетянин)
Инопланетянин: Здравствуйте дети - земляне! Меня зовут - Марсик, я житель планеты Марс. У нас случилась беда!
В Солнечной системе произошел взрыв, и все планеты сошли со своих орбит. Нужно срочно навести порядок: Найти каждой планете своё место.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, мы сможем помочь Марсику в беде? Ответы детей.
Марсик:Я должен проверить ваши знания о планетах Солнечной системы.
Вокруг Солнца движутся девять больших планет.
Каждая планета движется по своему пути – орбите, вокруг Солнца. Солнце вместе с большими и маленькими планетами составляет Солнечную систему. О каких планетах Солнечной системы говорится в загадках?
Марсик загадывает загадки о планетах. (Показ иллюстраций планет)
Это — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
Дети: Это планета Меркурий.
Марсик: Правильно! А что еще вы знаете об этой планете?
Дети: Меркурий расположен ближе всех к Солнцу, и по размерам меньше Земли.
Планета прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат, каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере планеты.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Дети: Это Венера!
Марсик: Что вы знаете о Венере?
Дети: Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Воды на Венере нет.
Есть одна планета-сад.
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей, нету!
Дети: Это наша планета- Земля!
Марсик: Расскажите мне о своей планете.
Дети: Земля – третья планета Солнечной системы. Это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.
Это планета на Землю глядит,
Многих смущает его красный вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Шапки полярные есть изо льда,
Только из них не струится вода.
Может, то русло высохших рек?
Вряд ли их создал простой человек!
Дети: Это Марс!
Марсик: А что ещё вы знаете об этой планете?
Дети: У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком. Марс в древности назвали в честь бога войны за свой кроваво-красный цвет, который сразу же бросается в глаза.
Эта – больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Дети: Это планета Юпитер!
Марсик: Молодцы, ребята! Последняя загадка.
Эту планету узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца планеты из снега и льда.
Дети: Сатурн!
Марсик: Я расскажу об оставшихся планетах, а вы назовете их.
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом …Уран, Нептун,
И на … Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!
Чтобы лучше запомнить расположение планет, вспомним считалочку:
Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце чемпион! (Дети повторяют считалку).
Марсик: А сейчас вы должны правильно расположить планеты Солнечной системы, чтобы я смог попасть на свою планету.
Подвижная игра: «Каждой планете свое место».
Цель: Быстро и правильно найти свое место относительно Солнца.
Детям надеваются шапочки с изображением планет, они разбегаются по залу.
По сигналу ведущего (солнца) планеты строятся друг за другом, как в Солнечной системе. (Для самоконтроля на обороте каждой шапочки написан порядковый номер, в процессе игры шапочки у игроков меняются).
Марсик: Молодцы, ребята!
Давайте с вами поиграем в игру: «Соседи».
Используя полученные знания, ответьте на вопросы.
Какие планеты - соседи Венеры?
Кто - соседи Сатурна?
Какие планеты - соседи Земли? (и так далее)
Марсик: Ребята, наши планеты соседи, мы должны дружить и наша встреча это доказала. Мне с вами было интересно и весело, но уже пора домой.
(Марсик благодарит детей и, прощаясь, дарит им звездочки, дети - изображение Земли)
Воспитатель: Ребята, нам тоже пора домой, на планету Земля. (Дети закрывают глаза, звучит музыка, убирают блики).
Итог: Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, понравилось вам путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, чем отличаются и чем похожи все планеты Солнечной системы? Сколько планет в Солнечной системе?
Дети: Все планеты разной величины, имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца. Планет девять.
Воспитатель: Представьте, что наша солнечная система – это одна семья. Как вы думаете, кто в этой семье главный, кто братья, сестры. Нарисуйте эти планеты дома. На этом наше путешествие завершено.