МААМ-картинки

«Баю, баюшки, баю». Конспект НОД (образовательная область «Музыка», подготовительная группа)

Анастасия Владимировна
«Баю, баюшки, баю». Конспект НОД (образовательная область «Музыка», подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Баю, баюшки, баю.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о колыбельных песнях.

2. Прививать желание их слушать и исполнять.

3. Познакомить с песней «Баиньки» муз. М. Ройтерштейна

и начать ее разучивание.

4. Показать разные колыбельные песни.

5. Приобщать детей к культуре своего народа.

Атрибуты, оборудование: фортепиано, аудиозаписи колыбельных песен, детская люлька (зыбка, с лежащей в ней куклой, мягкие игрушки, ноутбук, проектор.

Публикация «„Баю, баюшки, баю“, Конспект НОД (образовательная область „Музыка“, подготовительная группа)» размещена в разделах

Оформление: музыкальный зал оформлен под детскую комнату. Около фортепиано висит люлька с куклой внутри, мягкие игрушки,.которые сидят на скамейке

Словарная работа: гусенок- сили, ягодка малина – малина тусь, дорогое мое дитя - дона менам кагаок, люлька – зыбка, кага – ребенок, узь – спи, сюзь – сова, окыштас – поцелует, кокыштас – клюнет, колыбель.

Интеграция: здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество.

Ход занятия.

В зале очень тихо звучит мелодия песни «Месяц над крышею светит» дети стоят у входа в зал.

М. р. : Здравствуйте, ребятки! Сейчас у нас утро, а я вам предлагаю представить, что наступил уже вечер – на улице темно, светит луна, все готовятся ко сну. Представили.

Звук песни немного добавить, чтобы детям было слышно

- Слышите, ребятки, песенка, кто-то поет. А кто из вас скажет, какая это песня? Как ее называют? (Ответы детей)

- Правильно. Это слышна колыбельная песня.

-А теперь, я вас приглашаю в уютную детскую комнату.

Свободным, спокойным шагом заходят в музыкальный зал, рассматривают оформление.

М. р. : Посмотрите вокруг и скажите, что вы увидели необычное? (люлька)

Дети садятся на приготовленные для них места.

Раньше, в старину, не было таких как сейчас, мягких, уютных кроваток. И для того, чтоб успокоить ребенка придумали качающиеся подвесные кроватки – колыбели (люльки). Потом стали изготавливать колыбели на ножках качалках и без ножек. Современная колыбелька – это кроватка или коляска.

Самая первая, самая сладкая, самая удивительная песня на свете – мамина колыбельная. Самая первая, потому что первое знакомство малыша с миром начинается с маминой песни. Сладкая, потому что убаюкивает, успокаивает, дарит крепкий и сладкий сон. Удивительная – потому что обладает волшебной силой, способной защитить, обогреть и успокоить. Мама и колыбельная – одно целое: это - доброта и любовь.

М. р. : - Ребята, как вы думаете, от какого слова произошло слово «колыбель»? От слова «колебать», «качать».

Отсюда и пошло название песенок – колыбельные.

Колыбель, которую вы сейчас видите перед собой – это люлька, а по коми – пермяцки – «зыбка».

-Кому знакомо такое слово? А может кто то из вас видел уже такую зыбку?

-А вам мамы поют колыбельные? (ответы детей) И вашим мамам, когда то их мамы, т. е. ваши бабушки тоже пели колыбельные. Кому то на русском языке, а кому то на коми – пермяцком языке. В этих колыбельных мамы находили самые задушевные, красивые слова: гусенок- сили, ягодка малина - малина тусь, дорогое мое дитя - дона менам кага и др.

Музыкальный руководитель подходит к зыбке качает ее и поет коми – пермяцкую колыбельную.

Кага узь, кага узь.

Локтас сюзь, локтас сюзь:

Узян – тэн окыштас,

Он узь – тэн кокыштас.

- А кто из вас знает как по коми – пермяцки ребенок? Спи? Затем м. р. переводит слова из песни: кага – ребенок, узь – спи, сюзь – сова, окыштас – поцелует, кокыштас – клюнет.

Затем м. р. исполняет колыбельную в переводе на русский.

Спи, дитя, спи, дитя,

Прилетит сюда сова,

Чтоб не спящих наказать,

Спящих в щечку целовать.

-А теперь я еще раз вам спою эту песню на коми – пермяцком языке, а вы подойдете к зыбке и покачаете ее по очереди, а кто запомнил слова, мне будете подпевать.

М. р. еще раз поет песню на коми – пермяцком и повторяет слова, которые запомнили дети.

-Ребятки, а кто то из вас знает колыбельные песни? (ответы детей, желающие поют и качают зыбку)

-А я вам сейчас спою русскую народную колыбельную песню «Котенька - коток».

-А что значит народная песня? (народную песню придумал народ, исполнял ее коллективно и передавал из поколения в поколение)

М. р. исполняет русскую народную колыбельную «Котенька - коток»

Уж ты, котенька – коток,

Котя – серенький хвосток,

Приходи, котя – коток,

На минутку, на часок:

На печурочке поспать,

Мне Данилушку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу.

За работу заплачу,

Шубку новую куплю.

М. р. : А теперь, ребятки давайте подберем слова, которые подходят для описания характера, настроения этой музыки : мягкий, нежный, спокойный, мирный, светлый, добрый и др.

- Главным персонажем этой, как и многих других колыбельных песенок, является котик. И это не спроста. Кошка издавна живет рядом с человеком, делит с ним жилище. Дети, не смотря на ее острые царапки, любят, обожают с нею возиться. Теплая шерстка, мягонький животик, мурлыканье животного согревает и успокаивает. Для своего сна кошка всегда выбирает самое спокойное, уютное местечко в доме. Хозяева советовались с кошкой. Где кошка спит, там и люльку для ребенка ставили. Часто, особенно в холодные зимние дни, подкладывали кошку к спящему малышу под бочок, чтобы согрела и убаюкала.

-Ребятки, а кто знает как по коми - пермяцки будет слово кошка? (кань)

- Сейчас я вам спою колыбельную, только уже не народную, а композиторскую. А кто такой композитор?

А кто - то из вас покачает младенца… Кто хочет выйти покачать зыбку?

М. р. напевает, дети слушают, покачивая колыбельку, песню «Баиньки» (сл. И. Токмаковой, муз. М. Ройтерштейна).

Баиньки, баиньки, прибежали заиньки.

Сели на скамейку, попросили лейку.

Баиньки, баиньки, брали лейку заиньки.

Поливали огород, где капуста растет.

Баиньки, баиньки, убежали заиньки.

А на грядках пусто: съедена капуста.

-Какой характер это песни? (Немного шутливый, но все равно, ласковый, нежный и светлый)

- Эта колыбельная похожа на предыдущую или чем – то отличается от нее? (Отличается, эта песенка о зайчиках. Она спокойная, но шутливая.

Песенка о котике более спокойная, протяжная.)

- Песни отличаются по своему содержанию и настроению. А что в них общего? (Обе песни колыбельные. Неторопливые, размеренные. Исполняются нежно, негромко.)

-А теперь шутливую колыбельную песню «Баиньки» мы с вами разучим. Сначала давайте прохлопаем вместе ритмический рисунок песни с повторением слов.

Разучивание песни «Баиньки»

- Баю бай, крадется Дрема,

Он разносит сны по дому.

И к тебе пришел, малыш.

Ты уже так сладко спишь.

-А теперь, ребятки поиграем в игру «Сидит Дрема».

С помощью считалки выбирается водящий – Дрема. Он садится в круг на стульчик, подпирает рукой щеку, закрывает глаза, дремлет. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, напевая (каждая фраза повторяется дважды) :

Да сидит Дрема, да сидит Дрема.

Сидит дрема, полудремлется тебе.

Да вставай, Дрема, Да вставай, Дрема.

Вставай, Дрема, да прохаживайся!

Водящий просыпается, потирает глаза, потягивается, встает, начинает прохаживаться внутри хоровода.

Выбирай, Дрема! Выбирай, Дрема!

Выбирай, да кто понравился тебе!

Дрема начинает ловить детей, те пытаются увернуться от него. Тому, кого он засалит, передает свою дремоту: потягивается, зевает, затем машет рукой, становится среди игроков. Новый Дрема садится на стульчик, игра продолжается.

-Ребятки, посмотрите вокруг, вы видите 3 картинки, характеризующие колыбельные песни, которые звучали на нашем занятии: сова, котик, зайчик. А теперь возьмите игрушки, они устали и хотят спать и встаньте к той картинке, под которую колыбельную вы бы усыпили свою игрушку.

-Кто будет усыплять игрушку? (дети выбирают).

- Но ведь мы не можем одновременно петь все колыбельные песни, поэтому, вы будете усыплять игрушки под колыбельную, которая вам всем знакома из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!».

Звучит в записи песня «Спят усталые игрушки». Дети качают свои игрушки, усыпляют и с окончанием песни идут в группу, с игрушками.

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство как средство художественного развития ребенка Мое направление в работе это тема "Русское народное творчество". Сейчас у меня подготовительная группа. Как известно, в этом возрасте дети.

Пойте детям перед сном Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою. " Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Баю, баюшки, баю». Конспект НОД (образовательная область «Музыка», подготовительная группа)
Опубликовано: 20 марта 2013 в 13:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Баю, баюшки, баю». Конспект НОД (образовательная область «Музыка», подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Владимировна (УИ 86619) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД