Лучший педагог года

Конспект НОД «Обитатели морей и океанов»

Надежда Алтынбаева
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: ознакомление воспитанников с обитателями морей и океанов.

Задачи:

- расширять представления воспитанников о морских обитателях, рыбах и других жителях подводного мира, об их внешнем виде, образе жизни, способах передвижения, питания, защиты.

- обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать внимание, мелкую моторику рук, творческие способности и воображение;

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты и обитателям водоёмов, стремление изучать и охранять природу.

Публикация «Конспект НОД „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах

Направления образовательной деятельности: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

беседы, чтение худ. литературы, отгадывание загадок, выставка детских рисунков, рассматривание иллюстраций; просмотр видеофильма.

Методы и приемы: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, демонстрация, объяснение, рассказ, беседа, игры, поощрение, чтение отрывков из стихов.

Материалы и оборудование: глобус, фланелеграф, картинки на липучках (кит, дельфин, рыбы, акула, медуза, краб, осьминог, морская звезда, телевизор, видеозапись «Океанариум», лист ватмана синего цвета оформленного в виде морского дна, тесто для лепки ярких цветов, стеки, салфетки; корзина, предметы для игры «Очистим водоём».

Место проведения: групповая комната.

Воспитатель:

Колокольчик мой, звени,

Всех ребят ко мне зови!

Становитесь, дети, в круг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать и узнавать новое? Чтобы выбрать, куда нам сегодня отправиться, посмотрите на глобус. Что на глобусе обозначено голубым цветом?

Воспитанники: Вода.

Воспитатель: Какие водоёмы есть на Земле?

Воспитанники: Океаны, моря, реки, озёра.

Воспитатель: Какие водоёмы есть в нашем регионе?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: О каком водоё ме эта загадка:

Шириною широко, глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся,

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна, и горька, и солона…

Воспитанники: Море.

Воспитатель: Почему вы решили, что это море?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Сейчас зима и некоторые водоёмы скоро замёрзнут и покроются льдом. Я предлагаю отправиться в путешествие по морям и океанам, туда, где сейчас тепло. На чём можно отправиться в морское путешествие?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Занимайте места на корабле.

Дети садятся на стулья перед экраном.

Воспитатель: Нам предстоит увидеть море и узнать о жизни его обитателей. Раз, два, три, корабль к морю приплыви.

Сейчас будем нырять. Но может ли человек долго находиться под водой? Почему?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Конечно, всем нам необходим воздух для дыхания. А знаете ли вы, какое приспособление есть для того, чтобы человек мог долго находиться под водой?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Это приспособление называется акваланг. Надевайте акваланги и начинаем погружение в наше море.

Имитация надевания акваланга и погружения.

Воспитатель: Море таит в себе много чудес, хотя снаружи нам кажется, что это просто вода. На самом деле, море – это дом для множества живых существ.

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, вот плывёт чудо-великан.

Показ картинки кита.

Воспитатель: Кто же это?

Воспитанники: Синий кит.

Воспитатель: Синий кит - самое крупное животное на Земле. Киты похожи на огромных рыб, но это не рыбы, а млекопитающие. Своих детенышей киты кормят молоком. Кит дышит воздухом, как человек, у него есть ноздри, которые расположены на макушке. Кит может глубоко нырять и долго находиться под водой, не дыша. Тело имеет форму капли, чтобы легко скользить в толще воды, вместо ног – ласты. Кит медленно плывёт с открытой пастью, куда вместе с водой заливаются водоросли и рыбы. Пищу кит процеживает через специальные пластины – китовый ус, а воду выбрасывает огромным фонтаном. Раньше на синих китов шла активная охота, поэтому их осталось очень мало и сейчас охота на китов запрещена.

Воспитатель: Ребята, смотрите, ещё одно морское животное.

Показ картинки дельфина.

Воспитатель: Дельфины – самые разумные морские обитатели, друзья человека, часто дельфины спасают тонущих людей. Дельфины – это зубатые киты, они тоже дышат воздухом, выныривая из воды. Долго под водой дельфины быть не могут. Дельфины живут в стаях, всегда помогают друг другу. Тело у них продолговатое, на спине плавник и два плавника по бокам, большой хвост. Пища дельфинов – рыба и мелкие морские животные. Дельфины общаются между собой, издавая посвистывания и пощелкивания, даже могут повторять человеческие звуки, например, смех или плач.

Мы опускаемся глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее, потому что солнечные лучи сюда пробираются с трудом. Здесь мы видим много рыб.

Показ картинки рыбы.

Воспитатель: Рыбы – животные, обитающие в воде. Большинство рыб живет у поверхности или на средней глубине. Тело рыб покрыто чешуей, есть голова, туловище, хвост и плавники; окраска бывает разнообразной, и серой, и очень яркой. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности. У рыб нет век, окружающая вода очищает их глаза. Рыбы дышат жабрами. Рыбы никогда не перестают плавать, обтекаемая форма тела помогает им быстро передвигаться в воде, плавники и хвост служат для управления движением. Новые рыбы появляются из икринок. Рыбы бывают: растительноядные, которые питаются водорослями, мошками, и хищные рыбы, которые всеядны. Ой, кто же это плывёт?

Показ картинки акулы.

Воспитатель: Акула - это хищная рыба, очень прожорлива и способна переварить всё, что проглотит. Акула быстро плавает и имеет много острых зубов, которые расположены в несколько рядов и растут всю жизнь. Каждая акула имеет свой дом — постоянное место, где она живет и охотится. Новорожденные акулята уже имеют длину 1-1,5 метра и полностью готовы к самостоятельной жизни. Акула имеет прекрасное обоняние. Даже в полной темноте ей удается учуять выследить добычу, которая спряталась в грунт или находится далеко от неё. Среди акул есть те, кто может напасть на человека: белая акула, тигровая акула, акула – молот.

Воспитатель: Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.

Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

Показ картинки медузы.

Воспитатель: Медузы имеют форму зонтика с щупальцами. Величина медузы может быть с монету, а может с зонтик. Они полупрозрачны, потому что состоят из воды. Их окрас может быть белым или разноцветным. Есть медузы, которые светятся, особенно те, которые обитают на большой глубине. Дышат медузы всем телом. Питаются медузы мелкими морскими животными, добычу захватывают щупальцами. Также на щупальцах находятся глаза медузы. Все медузы ядовиты, поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Отсюда такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Самая опасная из медуз - морская оса, её яд всегда смертельный. Теперь спускаемся на самое дно. Смотрите, вот и осьминог!

Показ картинки осьминога.

Воспитатель: У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и изменяют свой цвет, чтобы их было трудно увидеть. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Осьминоги – хищники, охотятся по ночам на креветок, крабов и рыб. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель: Также по дну морей и океанов бегают крабы. (Показ картинки краба) Тело краба покрыто твердой оболочкой - панцирем, у него десять ног. Пара самых больших ног — клешни. Плавают эти животные плохо и неохотно. Крабы – хорошие мусорщики. Они поедают останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. У крабов много врагов. На их жизнь покушаются рыбы, осьминоги, морские звезды, поэтому крабы вынуждены прятаться и маскироваться. Люди вылавливают крабов ради вкусного мяса.

Воспитатель: Обитает на дне океана и морская звезда. (Показ картинки Морской звезды). Эти животные имеют форму звёздочки с пятью лучами. Цвет этих животных чаще всего красный, реже синий, бурый, розовый, фиолетовый, желтый, черный. Сначала может показаться, что морские звёзды совсем неподвижны. А на самом деле они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на неё сверху. Питается устрицами, моллюсками и морскими гребешками и своими сородичами. У морских звезд мало врагов, так как острые шипы, которые могут быть и ядовитыми, отпугивают хищников. К тому же они при случае стараются зарываться в песок, чтобы не привлекать внимания. Если враг оторвёт у морской звезды луч, то на его месте вырастает новый.

Воспитатель: Ребята, давайте теперь поиграем в игру «Кто быстрее догадается».

Воспитатель называет признаки морского обитателя, тот ребёнок, который быстрее всех правильно его назовёт, получает картинку.

Воспитатель: Это животное ядовито, состоит из воды, дышит всем телом, по форме похоже на зонтик. Глаза находятся на щупальцах. Может светиться в темноте.

Воспитанники: Медуза.

Воспитатель: Это животное хорошо различает запахи и звуки. У него острые зубы, которые растут в несколько рядов. Быстро плавает. Может напасть на человека.

Воспитанники: Акула.

Воспитатель: Это животное живёт на дне. Охотится ночью. У него мягкое тело, которое может изгибаться во все стороны. У него восемь щупалец. Воспитанники: Осьминог.

Воспитатель: Это животное может глубоко нырять, поднимается на поверхность воды, чтобы дышать воздухом. Он выбрасывает огромный фонтан воды. Это самое крупное животное на Земле

Воспитанники: Кит.

Воспитатель: Это животное плавает плохо, очищает морское дно, поедая останки живых организмов, умеет маскироваться. Тело покрыто панцирем, есть десять ног.

Воспитанники: Краб.

Воспитатель: Эти животные дышат лёгкими, как человек, умеют переговариваться между собой, могут повторять человеческие звуки. Живут в стаях, помогают друг другу и людям.

Воспитанники: Дельфины.

Воспитатель: Эти животные бывают разного цвета. Это хищник, передвигается медленно. Обитает на дне, может зарываться в песок. У него есть острые шипы. Если враг откусит часть тела – оно вырастет заново. Воспитанники: Морская звезда.

Воспитатель: Эти животные всегда плавают. Окраска разного цвета. Тело покрыто чешуёй, есть плавники, хвост. Дышат жабрами. Бывают растительноядные и хищные.

Воспитанники: Рыбы.

Воспитатель: А теперь ещё одна интересная игра «Назови правильно».

Дети называют морских обитателей, изображенных на картинках.

Проводится физминутка «Море волнуется».

Воспитатель обговаривает с детьми, какими движениями можно изобразить дельфина, акулу, медузу и т. п.

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

фигура ДЕЛЬФИНА* на месте замри!»

После того, как будет сказано слово «замри», игроки должны замереть в определенной позе, изображающей морского обитателя.

По сигналу «оживи» дети начинают двигаться, изображая загаданное животное.

По сигналу «стоп» игра прекращается.

Воспитатель: Не всегда есть возможность нырять в настоящее море, поэтому люди, которым интересно изучать жизнь морских животных, посещают океанариум.

Показ видеофрагмента.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, корабль в детский сад приплыви!

Давайте на память о нашем путешествии создадим уголок моря в нашей группе. Некоторые обитатели морских глубин уже здесь есть, но всё же макет не очень похож на морское дно – не хватает яркости и красок. Давайте слепим ярких рыбок – попугаев, чтобы украсить подводное царство.

Воспитатель напоминает строение тела рыбы, дети лепят фигурки рыб и размещают их на макете.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый уголок моря у нас получился. Люди очень любят отдыхать на берегу водоёмов и часто оставляют там обёртки от конфет и печенья, упаковки от сока, банки, бутылки и другие предметы.

Воспитатель раскладывает на макете

Воспитатель: Правильно ли поступают такие люди?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Что произошло с водоёмом?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы море стало чистым?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Как вы будете поступать, посещая на море, озеро, реку, пруд?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Что нового мы узнали, увидели?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Что было самым интересным?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов»Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов» А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов»Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов» Сегодня хочу поделиться с вами играми и нашими работами по теме "Обитатели морей и океанов" Медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группеФотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группе Фотоотчёт занятия по лепке в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Цель занятия: расширение кругозора детей и представлений об обитателях.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Обитатели морей и океанов»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Тема: «Обитатели морей и океанов» в старшей группе Задачи: продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит,.

Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»   Цель занятий. Экологическое воспитание. Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об обитателях.

Лэпбук «Мир морей и океанов»Лэпбук «Мир морей и океанов» Лэпбук "Мир морей и океанов" Обложка лэпбука Внутреннее наполнениеИнтеграция образовательных областей: 1) Познавательное развитие 2).

Лэпбук «Обитатели морей и океанов»Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .

Мастер-класс по аппликации «Обитатели морей и океанов. Дельфин»Мастер-класс по аппликации «Обитатели морей и океанов. Дельфин» Предлагаю вашему вниманию мастер класс по аппликации,сегодня во всемирный день китов и дельфинов мы будем делать композицию с дельфином.

Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов»Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов» Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов»«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов» Самыми многочисленными, разнообразными и конечно самыми красивыми являются рыбы. Мне с ребятами захотелось сделать ярких красивых рыбок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов»
Опубликовано: 15 января 2023 в 10:36
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Обитатели морей и океанов»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Алтынбаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД