Кристина Буклова
НОД «Казачьему роду нет переводу»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по теме: «Казачьему роду нет переводу».
Цель: продолжать пополнять знания детей о казаках.
Задачи:
Образовательные:
Познавательное развитие
Обогатить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае, расширять представление о его историческом прошлом. Развивать познавательный интерес к истории своего народа, казаках, их образе жизни и традициях.
Речевое развитие:
Пополнять словарный запас детей;
Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения;
Публикация «НОД „Казачьему роду нет переводу“» размещена в разделах
Развивать умение вести беседу, отвечать на вопросы.
Физическое развитие:
Поддерживать оптимальную двигательную активность детей в целях предупреждения утомляемости, обеспечение смены видов деятельности;
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать любовь к малой Родине; бережное отношение к традициям,
обычаям казачества Ставрополья.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории своей малой родины, эстетические чувства, любознательность.
Художественно-эстетическое развитие
формировать у детей умение выражать себя в разнообразных формах художественного творчества, приобщать к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Формы ООД: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приё мы:
- моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
- беседа;
- использование дидактических пособий и наглядного материала;
- использования песен, литературного произведения;
- имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;
- использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование для презентации, ноутбук, подборка ярких слайдов о казаках, в том числе и некрасовских, ансамбля и музея «Некрасовские казаки», указка; карта Краснодарского края, Ростовской области, Турции, Ставропольского края.
Предварительная работа. Рассматривание старых фотографий из семейных альбомов с изображением прабабушек, дедушек, детей; подборка иллюстраций, заучивание пословиц и поговорок о казаках; знакомство с правилами казачьих игр.
Планируемый результат
Совершенствование знаний детей о казаках Ставропольского края, их быта, традиций, уклада жизни.
Ход:
I Вводная часть.
Организационный этап
Воспитатель: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Давайте поприветствуем друг друга.
«Приветствие» (речь с движениями)
(Выполнение движений по тексту. Проговаривание слов.)
«Утро начинается, вместе мы встречаемся.
Мы друг другу рады.
Давайте порадуемся солнцу и птицам (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем все вместе (берутся за руки)
(дети присаживаются на места)
Мотивационный этап
Слайд 2
(На экране монитора дети видят изображения поющих, танцующих казаков).
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто изображён на слайдах?
Дети: Это казаки.
Воспитатель: Совершенно верно. Как вы догадались?
Дети: По внешнему виду: по одежде, по усам, по оружию и т. п.
Воспитатель: А какие бывают казаки мы сейчас с вами узнаем.
II. Основная часть.
Образовательный этап
Воспитатель: Казаки бывают разные : Уральские, запорожские, терские,
волжские, кубанские, донские. А называют так казаков по месту их расселения. Посмотрите на карту. (Открывается слайд с картой Краснодарского края).
Слайд 3
Например, в Краснодарском крае живут кубанские казаки. Видите, в этом крае протекает большая река по названию Кубань. Какие казаки живут здесь?
Дети: Здесь живут кубанские казаки.
(Слайд меняется на карту Ростовской области)
Слайд 4
Воспитатель: А эта карта Ростовской области. Видите эту голубую ленту (реку? Это река Дон. Подскажите, какие казаки могут здесь проживать?
Дети: В этой области живут донские казаки.
Воспитатель: Умницы! А сколько о донских казаках интересных историй! Хотите узнать об одной из них?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда, слушайте внимательно.
Слайд 5
Давным-давно жил донской казак. Звали его Игнат Некрасов. Недоволен был Игнат Некрасов царским правлением. Мол, обижает царь казаков. Стали казаки трудно и бедно жить. Собрал Игнат Некрасов отряд из донских казаков и повел их против царского войска. Но, силы были неравные, и царское войско жестоко расправилось с казаками.
Спасая оставшихся казаков, Игнат Некрасов увел их вместе с семьями, пожитками, оружием и конями с Дона на (меняется слайд на карту Краснодарского края) Кубань.
Слайд 6
Но, и там войска царя не давали казакам спокойно жить. Поэтому казаки ушли за море, в Турцию. (показать на карте). Там они пахали землю и ловили рыбу.
Казаки избрали Игната Некрасова своим атаманом и стали называть себя некрасовцами. Так в Турции образовалась община некрасовских казаков.
Жители Турции относились к общине некрасовских казаков по - доброму. Очень уважали их за честность и трудолюбие. И, конечно, в общине были свои законы, которые каждый казак, каждая казачка и каждый казачонок должны были непременно соблюдать. И если кто-то нарушал эти законы, то их строго наказывали.
Но шло время. Сменялись люди, сменялись атаманы. И однажды, пришли казаки к своему атаману с просьбой покинуть Турцию и вернуться на родину в Россию.
Не сразу некрасовским казакам удалось вернуться на родину. Несколько лет прошло. И вот однажды, теплоход под названием «Грузия» отплыл от турецких берегов и привез в российский порт ровно тысячу казаков. Для всех казаков это было большой радостью. Взрослые пели, а дети играли, уже на родной земле.
Хотите поиграть в казачью игру?
Дети: Да, хотим!
Игра «Пружина»
Правила игры: Игроки делятся на две команды. Держась друг за друга руками, команды пытаются перетянуть соперников на свою сторону. Побеждает тот, кому удается перетянуть команду соперников на свою сторону.
Воспитатель: Молодцы, вы играете, как настоящие казачата! А интересно ли вам будет узнать, как сложилась судьба казаков - некрасовцев в России?
Дети: Да!
(Открывается карта Ставропольского края)
Слайд 7
Воспитатель: Узнаете карту?
Дети: Да! Это карта Ставропольского края.
Воспитатель: Верно.
Казаков – некрасовцев поселили в Ставропольском крае. Здесь они стали виноградарями и огородниками. Много трудились и за это их уважали.
Слайд 8
Воспитатель: Казаки-некрасовцы поразили жителей Ставрополья пёстрыми костюмами, на турецкий манер повязанными платками, речью.
Гоняясь за мужчинами в красных шароварах, за женщинами в полосатых, невероятно пёстрых рубахах, ставропольская детвора кричала: «Цыгане! Цыгане!»
Воспитатель: а сейчас я хочу вам рассказать о воспитании девочек и мальчиков в семьях казаков – некрасовцев.
Слайд 9
Обратите внимание. Это казачий курень – жилище казаков.
Слайд 10
А это девичья комната.
Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это комната, где жила девочка.
Чем же здесь могли заниматься девушка? (Ответы детей – пряла, вязала, шила, вышивала).
Воспитатель: Вы правы. В этой комнате девушка занималась рукоделием. А иногда, чтобы было веселее приглашала к себе подружек, и сидя за рукоделием они напевали любимые песни.
Девочки начинали работать с раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. Чистоплотность и аккуратность во всем – одно из главных качеств казачки. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая девушка.
Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Хорошая хозяйка должна быть любящей матерью. Поэтому была у девочек и особая работа – нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. А вы дома помогаете мамам? Что вы делаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Воспитание девочки-казачки заключалось в том, чтобы вырастить хорошую хозяйку.
Слайд 11
А теперь посмотрим на кунацкую комнату. Это комната находилась в мужской половине дома. В ней была только самая необходимая грубая мебель, на стенах висело оружие, дети и женщины туда не заходили.
В этой комнате старшие братья строго смотрели, чтобы одежда казачонка не была слишком теплой, а кровать – слишком мягкой.
В такой строгой обстановке росли казачата. Когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, – говорил отец, – на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». В этом возрасте казачонок уже помогал взрослым казакам в поле, учился работать, перенимал мастерство старших. Он мог справляться с лошадьми. Мог и запрячь и поставить коня в конюшню. С семи лет учили стрелять, а с десяти – рубать шашкой.
Но находили казачата время и для игр.
Игра «Передай папаху»
Воспитатель: Когда казаку исполнялось 17 лет, ему давали оружие.
Атаман устраивал смотр молодых казаков. Почтенные старики смотрели, чему научились казаки, как умеют скакать на лошадях, как владеют шашками и ружьями. Из таких уроков юные казачки учились быть храбрыми, пламенно любили свою землю и не щадили живота за веру православную.
А вы хотите стать настоящими защитниками родной земли? Ребята, а что мы можем перенять из воспитания казачат в наше время? Я надеюсь, вы будете брать пример с казаков. Станете такими же храбрыми и смелыми. С честью будете защищать свою Родину.
Слайд12
Слайд13
С тех пор прошло очень много лет. Но, по сей день казаки - некрасовцы стараются соблюдать заветы Игната Некрасова, жить честно, трудиться, помогать друг другу, уважать старших, сохранять свой язык, традиции и культуру.
Слайд14
Чтобы всегда помнили историю казаков-некрасовцев, они организовали свой музей и ансамбль «Некрасовские казаки». (Показать слайды)
И, конечно, у нас на Ставрополье каждый год проходят праздники, которые не обходятся без казачьих угощений, песен и танцев.
III. Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: Понравилась вам история некрасовских казаков? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Где сейчас живут некрасовские казаки? Чем занимаются?
Как на Ставрополье отмечается возвращение некрасовских казаков на родину?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас все свободны, можете отдохнуть, а затем поиграть в игру «Заплетайся плетень».
Игра: «Заплетайся плетень».
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.
Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.
Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.