Наталья Ладыгина
Ниткография «Забавные превращения веревочки» (дополнительное образование детей 5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Ниткография „Забавные превращения веревочки“ (дополнительное образование детей 5–7 лет)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Ниткография. Рисование, аппликация, картины из ниток
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски, лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии-- yarn painting. Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Согласно повериям, дощечки с такими картинами являются проводниками в мир духов.
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
В коррекционной работе отмечена также психотерапевтическая роль складывания бумаги, т. к. ребенок имеет возможность поиграть продуктом своего труда, оформить игрушками уголок, подарить родителям или друзьям.
Цель программы: развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с общим недоразвитием речи методом ниткографии.
Задачи программы:
• совершенствовать зрительное восприятие детей;
• развивать зрительно-моторную координацию;
• формировать плавность, ритмичность и точность движений;
• подготавливать руку ребенка к письму.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы : традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие.
Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии.
Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.
Программа «Ниткография» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Характеристика ожидаемых результатов.
Должны иметь представление:
• Что такое ниткография;
• Историю возникновения ниткографии;
• Основные приемы работы;
• Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними;
Должны уметь:
• Подбирать нити нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Применять на практике теоретические знания метода ниткографии;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию на листе бумаги;
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками:
• Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.
Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13). Учитывая комплексный подход к развитию ребенка, занятия ведутся во взаимосвязи с работой психологов, логопедов и педагогов других коррекционных занятий. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку.
Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.
Программа «Ниткография» художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: О. А. Новиковская, А. В. Никитина и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
Содержание курса
1. Вводное занятие.
Знакомство с техникой Ниткография. Беседа по охране труда. Правила поведения, правила пользования материалами. Выкладывание простых узоров на бархатной бумаге.
2. Неваляшка. Лексическая тема «Игрушки»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Что делают игрушки?», «Назови картинки», «Игрушки спрятались», «Игрушки-малютки». Практическая работа «Неваляшка» из веревочки.
3. Осенний листочек. Лексическая тема «Деревья»
Рассматривание осенних деревьев. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Картинки осени». Развитие связной речи: составление рассказа «Осень». Практическая работа.
4. Яблоко. Лексическая тема «Фрукты»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Овощ или фрукт?», «Что у кого?», «Договори предложение». Сенсорное развитие: «Посчитай фрукты». Практическая работа.
5. Гриб-боровик. Лексическая тема «Грибы»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Верно-неверно», «Угостим зверушек». Практическая работа.
6. Осеннее дерево. Лексическая тема «Осень»
Беседа о приметах осени. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года». Практическая работа.
7. Лебедь. Лексическая тема «Перелетные птицы»
Беседа о перелетных птицах. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Угадай птицу по описанию», «Какой птички не стало?». Практическая работа.
8. Лошадь с жеребенком. Лексическая тема «Домашние животные»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Кто это?», «Выбери картинку!». Сенсорное развитие «Обведи пальчиком!». Практическая работа.
9. Ежик. Лексическая тема «Дикие животные»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «»Где живут звери?», «Кому это нужно?». Сенсорное развитие: «Длинный или короткий?». Практическая работа.
10. Девочка. Лексическая тема «Человек. Части тела»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Подбери слова», «Ответь на вопросы», «Кто выше, кто ниже». Практическая работа.
11. Снеговик. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы»
Рассматривание зимних пейзажей. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Ответь на вопросы правильно». Практическая работа.
12. Снегирь. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Кто это?». Практическая работа.
13. Чайник. Лексическая тема «Посуда»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови посуду», «Четвертый лишний». Беседа по охране труда. Практическая работа.
14. Белый медведь. Лексическая тема «Животные Севера»
Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Накормим зверей!», «Чьи детеныши?». Практическая работа.
15. Сосульки. Лексическая тема «Весна»
Беседа о весне. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови время года», «Пришла весна!». Практическая работа.
16. Одуванчик. Лексическая тема «Цветы»
Экскурсия на луг. Рассматривание цветущих растений. Рассказ педагога. Практическая работа.
17. Бабочки-красавицы. Лексическая тема «Насекомые»
Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Рассказ педагога. Лексико-грамматические игры и упражнения: «Назови насекомое». Практическая работа.
18. Оформление выставки.
Оформление альбома детских работ за период обучения.
Требования к уровню образованности воспитанников
(планируемый результат) :
• уметь находить новые способы для художественного изображения;
• уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
• овладеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
• овладеть техническими и изобразительными навыками;
• уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т. п.);
• работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию;
• добиваться конечного результата;
• самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
• уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи
Вот такие работы у нас получились: