Татьяна Столярова
Непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Зелёная аптека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Уточнить знания детей о лекарственных растениях Кубани и
об их внешнем виде.
2. Формировать представление об их использовании в медицине. Учить
детей готовить из растений настой.
3. Развивать наблюдательность, внимание, Воспитывать гуманное отношение
к природе.
Материалы к занятию:
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию детей подготовительной группы „Зелёная аптека“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Развивающая игра «Лекарственные растения».
• Лекарственные травы.
• Термос, посуда.
• Аудиозапись «Летние цветы» из звукового сценария «Здравствуй, лето».
Ход занятия:
- Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие по экологической тропе. Мы познакомимся с лекарственными растениями, которые растут на территории нашего детского сада.
- А знаете ли вы о лекарственных растениях?
- Люди лечатся не только аптечными препаратами, а также лечатся растениями.
- Существовать без растений немыслимо - и люди, и животные всегда лечились ими. Богата наша Кубань лекарственными травами, которые помогают людям справиться с болезнями.
• - Отгадайте загадку:
Кошачья травка-
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (валериана)
- Ребята, расскажите об этом растении. ( Валериана: растение с прямым стеблем, резными листьями, цветёт душистыми цветами. Корни имеют своеобразный запах и вкус.)
- Послушайте, чем же полезна эта травка. Применяют её при бессоннице, головной боли, боли в желудке и как успокоительное средство.
• А вот ещё одна загадка:
На лесной полянке
Выросли сестрички
Жёлтенькие глазки,
Белые реснички. (ромашка)
- Кто расскажет об этой красавице (Ромашка растет на полянках, на лугах. У неё высокий прямой стебель, тонкий и ветвистый. Листья узкие, похожи на листья укропа. Очень много маленьких красивых цветочков).
- Да ребята, ромашка – это распространенное растение. Его можно
встретить по всей России. Очень часто говорят: «Ромашковая Русь»,
«Ромашковая родина моя».
Ромашка - лучший доктор при ангине. Настоем ромашки полощут горло.
А ещё ополаскивают волосы.
• - Послушайте следующую загадку:
И в лесу, и в квасе,
И в конфетке, и в таблетке. (мята)
- Ребята, расскажите о мяте.
(Это пахучее растение с длинным ползучим корнем. Стебли ветвистые, листья острые, резные. Цветёт мелкими розовато- лиловыми цветами, похожими на шарики.)
- Ребята, мяту широко применяют для повышения аппетита, при кашле, тошноте, рвоте. Не только в медицине применяют мяту, из неё готовят мятные конфеты, добавляют в пряники.
• - Отгадайте загадку ещё об одном растении:
На зелёной круглой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
- Одуванчик - очень нужное и полезное растение. Он растёт не только в Краснодарском крае, но и по всей России.
(Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный тонкий, прямой стебель, длинные, резные листья и желтый цветок, похожий на шарик).
- Послушайте, чем же полезен одуванчик. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Свежие листья одуванчика очень горькие из-за млечного сока. Если сорвать цветок, то увидишь белое молочко, оно называется «млечный сок», чтоб убрать горечь нужно листики просто залить кипятком. Также листья и корни помогают при кашле.
-Одуванчик, одуванчик
Золотистый сарафанчик
Он везде произрастает,
Его даже дети знают
Аппетит он улучшает
И при кашле помогает.
Лучший при ожогах лекарь
Одуванчик, как аптека.
• - А теперь ещё одна загадка:
И ограда в саду,
И закуска дрозду,
И от хвори настой,
Душистый, густой. (шиповник)
- В непроходимых зарослях шиповника гнездится множество птиц: острые шипы, покрывающие стебли и ветки этого кустарника, надёжно защищают их гнезда от пернатых и четвероногих хищников. В начале лета на ветках шиповника распускаются изящные ароматные цветки, а осенью на их месте созревают ярко-красные плоды. Не случайно этот кустарник стал прародительницей розы.
-Шиповник - это кладезь витаминов, его ягоды заваривают и пьют при кашле, слабости, упадке сил. Настой получается насыщенны, душистый, очень приятный на вкус.
• - Ты растение не тронь-
Жжется больно, как огонь. (крапива)
- Расскажите, мне о крапиве? (Голыми руками крапиву лучше не рвать,
её листья и стебли сплошь покрыты острыми волосками, заполненными едкой жидкостью. Соприкоснувшись с кожей волосок обламывается и оставляет царапину, куда тут же проникает его жгучее содержимое. На молодых побегах крапивы волосков ещё нет- весной из них можно приготовить витаминный салат или сварить вкусные щи.)
- Да, ребята, крапива очень жгучая, но полезная травка, если нужно вылечить кожные заболевания, угри, фурункулы используют настой крапивы. Она останавливает кровотечение, её отваром моют голову.
Вот сколько целебных растений мы вспомнили во время нашего путешествия.
- Психогимнастика.
-Лечение целебными травами всегда привлекало людей. Травы – настоящая кладовая здоровья, т. к. в них спрятаны ценные вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом.
На Руси людей травами лечили: ведуны, знахари, травники.
- Как вы понимаете слово «травник» (Человек, который собирает травы, знает места их произрастания, правила сбора и использования трав.)
- Ребята, а вы знаете, как правильно, чтобы не навредить природе собирать травы? (Собирают их лишь там, где они образуют заросли или встречаются в большом количестве. Собирают осторожно, чтобы сохранить их, не топчут, не вырывают с корнем, а аккуратно срезают).
- Правильно, ребята, собирают их с любовью и радостью верой и тогда они обязательно принесут пользу, и исцелят больного. Травники, знахари, срезая растение говорят с ним и просят об исцелении больного, ему помогает Земля, которую все народы считают своей матерью, им помогает Небо.
Игра: «Собери полянку из лекарственных растений»
Сейчас мы с вами попадем в лабораторию. В лаборатории готовят настой из лекарственных трав. Вы будете внимательно наблюдать и помогать мне.
- Для этого нужно взять чистый стакан, (настой не готовят в металлической посуде) насыпать в него столовую ложку лекарственной травы, заливаем травы кипятком.
- Настой называется так потому что он должен настояться.
- Какого цвета была вода, которой я заливала травы? (бесцветной).
Накрываем его крышкой, и посмотрим как изменится цвет воды.
- Правильно, ребята, растения отдают воде все свои лечебные свойства и цвет, вот и получается настой, которым можно лечиться.
Итоговые вопросы детям:
• Что нового вы узнали сегодня во время нашего путешествия?
• Как называется растения, которым лечатся?
• Что такое «Зелёная аптека»?
• Какое растение помогает от простуды?
• Каким растением можно ополаскивать волосы?
• Какое растение помогает вылечить кожное заболевание?
• В какой посуде правильно приготовить настой?
• Как вы понимаете слово «травник»?
• Назовите лекарственные растения, которыми вас лечила мама?
Назовите правила сбора лекарственных растений.