Валентина Калгина
Непосредственно-образовательная деятельность «Прилетите, жаворонушки, к нам!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: способствовать формированию осознанной, произвольной и распространенной речи; воспитывать любовь к своей Родине, к ее истокам и традициям, любовь к устному народному творчеству; развивать интерес к результатам своего труда.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Весна) А почему же на улице снег? Наверное, еще зима? (ответы детей) А как называются весенние месяцы? (Ответы детей) Да, долго длилась зимняя пора. Славная зима, много веселых игр приносит, но уже надоел старик-мороз, а застывшие в холодном сне деревья скучны и пусты. И мы ждем весны, ждем тепла, солнца, радостного журчания ручейков, буйного птичьего гама и нежного пуха первой травы.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Прилетите, жаворонушки, к нам!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Весна- это светлый праздник пробуждения природы, и о весне сложено много песен, стихов:
Солнышко сияет в небе голубом,
Землю озаряет светом и теплом.
Птички прилетели с южной стороны,
Радостно запели песенки они.
Ожила природа…
Почему поэт говорит, что природа ожила? (Ответы детей)
Давайте поиграем в игру. Вот у меня корзинка с первыми весенними цветами. В нее мы будем собирать признаки весны, только отвечать нужно полным предложением. (Ярко светит солнце. Стало теплее. … Дни становятся длиннее)
Да, ребята, дни становятся длиннее, а ночи короче. (Показываю на модели суток уменьшение ночи и увеличение дня) И вот наступает время, когда день равен ночи. Сегодня, 22 марта, как раз такой день- день весеннего равноденствия, т. е. равного дня. Кто запомнил, как называется сегодняшний день? Какого числа и месяца он бывает? (Ответы детей) Давайте еще раз все вместе повторим, что 22 марта- день весеннего равноденствия.
На Руси с давних времен 22 марта, в день весеннего равноденствия, отмечают праздник – Сороки. В народе говорят: «Сорок сороков птиц летят, весну несут». А чтобы птицы быстрее прилетали, и быстрее наступала весна, придумали обряд - закликание весны. В день весеннего равноденствия в каждом доме лепили из теста птичек- жаворонков, куличиков, грачиков, пекли их, смазывали душистым медом. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок, бумаг. Затем, празднично одетые люди, выходили на улицу, подбрасывали вверх фигурки птиц и пели специальные песни – заклички, т. е. зазывали весну-красну. Послушайте одну из закличек:
Прилетите, жаворонушки, к нам,
Принесите из заморья вы нам:
Весну ясную, весну красную-
С сохой, бороной
И лошадкой вороной.
Зима нам надоела,
Весь хлебушек поела,
Ручки-ножки назнобила,
Скотинушку поморила!
Так же люди ходили по селу, играли в игры, прыгали через ручейки. Давайте и мы с вами отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Ручеек».
Разливался родник ключевой,
Белый, снеговой:
По чистым полям,
По синим морям,
По мхам, по болотам,
По зеленым колодам.
Царь едет жениться,
Царица велит воротиться:
Сама к тебе буду
Летом- в карете,
Зимою – в возочке,
Весной – в челночечке!
Ребята, а хотите тоже отметить праздники- Сороки? Но для этого нам нужно слепить и испечь жаворонков. И выучить закличку. (Дети моют руки, лепят из приготовленного теста птичек) Теперь осталось только выучить закличку. Слушайте ее еще раз. (Читаю)
Воспитатель:
- Для чего люди придумали такую закличку?
- Кто такие жаворонки?
- Почему люди просят жаворонков принести весну с сохой, бороной, лошадкой вороной?
- А почему в закличке говорится, что зима нам надоела?
- А что означают слова: «Весь хлебушек поела»
(Еще раз читаю закличку, а дети, кто запомнил, помогают)
Относим на кухню печь «жаворонков», а на прогулке зовем весну, подбрасывая «жаворонков» вверх.