МААМ-картинки

Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с русской народной культурой

Ирина Шипицына
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Кудеса – чудеса. День домового».

Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Познакомить детей с обрядовым праздником «День домового».

Задачи:

•Обогащать знания детей о народных традициях, поверьях;

•Закреплять знания детей о предметах крестьянского быта;

•Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов;

•Воспитывать интерес к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с русской народной культурой» размещена в разделах

Материал: мультимедийная презентация, экран, музыкальные инструменты (ложки по количеству детей, гармошка, балалайка, дудка, гусли, соленое тесто (желтого, красного и зеленого цвета, стеки, досочки, фартуки; чай, пирожки, сушки.

Предварительная работа: рассматривание домашней утвари, внутреннего убранства русской избы.

Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова «Кудеса», обереги, копошится

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель в русском костюме встречает детей в русской избе

содержание

Вводная часть

Хозяюшка:

Здравствуйте, гости-дорогие!

Хозяева встречают,

Поклоном отвечают.

Приглашают в дом гостей,

Чтобы было веселей.

Проходите, присаживайтесь, где вам удобно. А я как раз к празднику готовлюсь. Кто знает, какой сегодня праздник? Хотите узнать? (после ответов детей, воспитатель предлагает детям послушать загадку)

Основная часть

(проверка знаний с новым материалом)

Из ее большой трубы

Дыма тянутся клубы.

Много можно в ней испечь,

А зовется просто … (печь) Слайд 2 с русской печью

Давайте вспомним, для чего людям нужна печь? (ответы детей)

Хозяюшка: Да, самое большое место в избе занимает русская печь.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовиться в печи

И хлеба и калачи

Каши и картошка

И баранья ножка!

Хозяюшка: Ребята, по русскому поверью, за печкой живет добрый дух – Кудеса, домовой. Сейчас домового все больше Барабашкой кличут, да я привыкла по - старому: Кудеса – да и все. У меня тоже есть Кудеса в избе, зовут его Нафаня. Слышите копошиться, о себе напоминает сегодня. А знаете почему? У Нафани сегодня праздник День рождения. В этот день положено задабривать домового и на ночь на столе оставлять для него что-нибудь вкусненькое. В день своего рождения домовушка может показаться людям, но только хорошим и добрым. Как вы думаете, покажется ли он нам? Почему? (дети говорят о том, что они добрые ребята) Сейчас я попробую его позвать: «Нафанюшка, выйди, пожалуйста, к ребятам, да поиграй с ними!» Мой Кудеса очень уж любит веселиться!

Позовите и вы, ребята!

"Приходи к нам домовой!

Поиграем мы с тобой!"

(Все вместе зовут домового)

Домовой (выходит из – за печки, в роли Домового - взрослый): Здравствуйте, ребята, гости дорогие! Вы меня играть звали? Ой, я очень люблю играть! А вы знаете мою любимую игру? Называется она «Дед, дед, домовой».

Малоподвижная игра «Дед домовой».

Цель: Развивать речь, фантазию.

Описание игры: Ребята произносят слова:

Дед, дед, домовой,

Ты облей нас водой,

Что мы делали вчера –

Отгадать тебе пора!

С последними словами играющие должны изобразить, чем они занимались дома по хозяйству.

Правило игры: Домовой должен отгадать по действию, что дети делали вчера.

Домовой: Причудливо вы дела свои изобразили! Пора и мне загадки загадать. Послушайте музыку из моего волшебного сундучка, да отгадайте, какой инструмент заиграл (по звуку дети отгадывают музыкальные инструменты). Слайд 3

Дидактическая игра «Отгадай инструмент по звуку»

Описание игры: играет музыка, дети отгадывают, какой инструмент играл. Проверяют правильность ответа на слайде.

Домовой (открывает свой сундучок и достает русские народные музыкальные инструменты: гусли, дудку, гармошку, балалайку и ложки). Вот они, мои помощники! Сейчас мы на ложках сыграем!

Хозяюшка: Нафаня, что – то ты напутал разве на ложках можно играть?

Домовой: Ты что, хозяюшка, забыла? Можно, да еще как! Раньше, ребята, в русских избах было много ложек. Одними ели, где такие ложки находились? Правильно, в красном углу на полке. А другие в сундуке хранили для праздников. Как вы думаете, какими были праздничные ложки? Правильно, эти ложки были очень яркими, расписными. На таких ложках любили играть ложкари во время праздничных гуляний. А вы хотите поиграть на ложках? Тогда разбирайте ложки, плясать хотят мои ножки.

Игра на музыкальных инструментах-ложках под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла. Домовой играет вместе с детьми и приплясывает с хозяйкой.

Хозяюшка: Ой, как весело играли, а ноги ни сколько не устали! Но, присядем, отдохнем и дальше беседу поведем. А как вы думаете, ребята, зачем нужен домовой в доме? (ответы) Домовой помогает хозяйке заниматься домашней работой. Следит за порядком: подмела ли хозяйка половичок, сварила ли щи, закрыла ли печь?

Домовой: А то бывает: истопит хозяйка печь в морозный день, разморит ее теплом, она и ляжет спать. А печь - то не закроет, тепло из дома убегает. Я тут как тут. Кастрюльками постучу, за пяточки хозяйку пощекочу. Она проснется, вспомнит про трубу и закроет.

Хозяюшка: А еще Нафаня дом от нечистой силы охраняет и злых людей в гости не пускает. Без него в избе ни как нельзя. Правда, Нафаня?

Домовой: Правда, правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами. Обереги бывают разные (показывает): перец – защищает от ссор в семье, чеснок и лук отгоняют нечистую силу, кукуруза оберегает здоровье детей. А еще, ребята, я хочу познакомить вас с одним из оберегов, называется – подкова. Что вы знаете о подкове? Слайд 4

Ну, тогда, я вам сейчас расскажу. Подкова – оберег дому. Вешали ее над дверью. Если подкову повесить рожками вверх, то счастье из дома не выйдет, а если перевернуть подкову, то счастье все уйдет, выльется. Почему же эти вещи оберегами называют? (ответы детей) Да, название пошло от слова «берегут».

Хозяйка: А вы, ребята, хотите счастье в доме сохранить? Тогда предлагаю вам смастерить счастливые подковки. Из чего же их можно сделать? (ответы детей)

Предлагается слепить подковки из соленого теста.

Работать будем за столом, у меня и тесто есть (дети проходят в мастерскую и надевают фартуки). Посмотрите внимательно, как изготовить подковку.

Хозяйка: Теперь, мастера, скорей за дело, лепи и украшай подкову смело! А мы с Нафаней будем вам помогать.

Самостоятельная деятельность детей с помощью пооперационной картыДети рассаживаются за столы. Хозяюшка и домовой оказывают индивидуальную помощь детям.

По ходу лепки хозяюшка обращает внимание детей на последовательность действий.

Итог занятия. Рефлексия

Хозяюшка: Красивые подковы у вас получились! Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. А эта подковка для Нафани, ведь у него день рождения! Всех приглашаю я к столу, попить ароматного чайку с пряниками, сушками, пирогами да ватрушками. Задобрим домового, чтобы не убежал он из дома. Мойте руки над ушатом, из ковша польем ребятам. Помогай, Нафанечка! (обращается к домовому)

За стол с нами садись, пирогами подкрепись.

Есть с капустой и вареньем.

Что кому под настроенье?

Чай пей горячей,

Не забудь и калачей!

Хватит места для всех.

Вот так праздник! Лучше всех!

Все проходят к столу для чаепития. Во время него ведется беседа, где дети вспоминают название праздника, и как будут задабривать домового в своем доме.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Сетка организованной образовательной деятельности на 2014–2015 учебный год Сетка организованной образовательной деятельности в первой младшей группе «Гномики» Понедельник 1) Комплексное (ИЗО/Конструирование/Ручной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с русской народной культурой
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 08:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с русской народной культурой» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шипицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД