Ирина Шипицына
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кудеса – чудеса. День домового».
Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Познакомить детей с обрядовым праздником «День домового».
Задачи:
•Обогащать знания детей о народных традициях, поверьях;
•Закреплять знания детей о предметах крестьянского быта;
•Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов;
•Воспитывать интерес к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению детей с русской народной культурой» размещена в разделах
Материал: мультимедийная презентация, экран, музыкальные инструменты (ложки по количеству детей, гармошка, балалайка, дудка, гусли, соленое тесто (желтого, красного и зеленого цвета, стеки, досочки, фартуки; чай, пирожки, сушки.
Предварительная работа: рассматривание домашней утвари, внутреннего убранства русской избы.
Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова «Кудеса», обереги, копошится
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель в русском костюме встречает детей в русской избе
содержание
Вводная часть
Хозяюшка:
Здравствуйте, гости-дорогие!
Хозяева встречают,
Поклоном отвечают.
Приглашают в дом гостей,
Чтобы было веселей.
Проходите, присаживайтесь, где вам удобно. А я как раз к празднику готовлюсь. Кто знает, какой сегодня праздник? Хотите узнать? (после ответов детей, воспитатель предлагает детям послушать загадку)
Основная часть
(проверка знаний с новым материалом)
Из ее большой трубы
Дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь,
А зовется просто … (печь) Слайд 2 с русской печью
Давайте вспомним, для чего людям нужна печь? (ответы детей)
Хозяюшка: Да, самое большое место в избе занимает русская печь.
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовиться в печи
И хлеба и калачи
Каши и картошка
И баранья ножка!
Хозяюшка: Ребята, по русскому поверью, за печкой живет добрый дух – Кудеса, домовой. Сейчас домового все больше Барабашкой кличут, да я привыкла по - старому: Кудеса – да и все. У меня тоже есть Кудеса в избе, зовут его Нафаня. Слышите копошиться, о себе напоминает сегодня. А знаете почему? У Нафани сегодня праздник День рождения. В этот день положено задабривать домового и на ночь на столе оставлять для него что-нибудь вкусненькое. В день своего рождения домовушка может показаться людям, но только хорошим и добрым. Как вы думаете, покажется ли он нам? Почему? (дети говорят о том, что они добрые ребята) Сейчас я попробую его позвать: «Нафанюшка, выйди, пожалуйста, к ребятам, да поиграй с ними!» Мой Кудеса очень уж любит веселиться!
Позовите и вы, ребята!
"Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!"
(Все вместе зовут домового)
Домовой (выходит из – за печки, в роли Домового - взрослый): Здравствуйте, ребята, гости дорогие! Вы меня играть звали? Ой, я очень люблю играть! А вы знаете мою любимую игру? Называется она «Дед, дед, домовой».
Малоподвижная игра «Дед домовой».
Цель: Развивать речь, фантазию.
Описание игры: Ребята произносят слова:
Дед, дед, домовой,
Ты облей нас водой,
Что мы делали вчера –
Отгадать тебе пора!
С последними словами играющие должны изобразить, чем они занимались дома по хозяйству.
Правило игры: Домовой должен отгадать по действию, что дети делали вчера.
Домовой: Причудливо вы дела свои изобразили! Пора и мне загадки загадать. Послушайте музыку из моего волшебного сундучка, да отгадайте, какой инструмент заиграл (по звуку дети отгадывают музыкальные инструменты). Слайд 3
Дидактическая игра «Отгадай инструмент по звуку»
Описание игры: играет музыка, дети отгадывают, какой инструмент играл. Проверяют правильность ответа на слайде.
Домовой (открывает свой сундучок и достает русские народные музыкальные инструменты: гусли, дудку, гармошку, балалайку и ложки). Вот они, мои помощники! Сейчас мы на ложках сыграем!
Хозяюшка: Нафаня, что – то ты напутал разве на ложках можно играть?
Домовой: Ты что, хозяюшка, забыла? Можно, да еще как! Раньше, ребята, в русских избах было много ложек. Одними ели, где такие ложки находились? Правильно, в красном углу на полке. А другие в сундуке хранили для праздников. Как вы думаете, какими были праздничные ложки? Правильно, эти ложки были очень яркими, расписными. На таких ложках любили играть ложкари во время праздничных гуляний. А вы хотите поиграть на ложках? Тогда разбирайте ложки, плясать хотят мои ножки.
Игра на музыкальных инструментах-ложках под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла. Домовой играет вместе с детьми и приплясывает с хозяйкой.
Хозяюшка: Ой, как весело играли, а ноги ни сколько не устали! Но, присядем, отдохнем и дальше беседу поведем. А как вы думаете, ребята, зачем нужен домовой в доме? (ответы) Домовой помогает хозяйке заниматься домашней работой. Следит за порядком: подмела ли хозяйка половичок, сварила ли щи, закрыла ли печь?
Домовой: А то бывает: истопит хозяйка печь в морозный день, разморит ее теплом, она и ляжет спать. А печь - то не закроет, тепло из дома убегает. Я тут как тут. Кастрюльками постучу, за пяточки хозяйку пощекочу. Она проснется, вспомнит про трубу и закроет.
Хозяюшка: А еще Нафаня дом от нечистой силы охраняет и злых людей в гости не пускает. Без него в избе ни как нельзя. Правда, Нафаня?
Домовой: Правда, правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами. Обереги бывают разные (показывает): перец – защищает от ссор в семье, чеснок и лук отгоняют нечистую силу, кукуруза оберегает здоровье детей. А еще, ребята, я хочу познакомить вас с одним из оберегов, называется – подкова. Что вы знаете о подкове? Слайд 4
Ну, тогда, я вам сейчас расскажу. Подкова – оберег дому. Вешали ее над дверью. Если подкову повесить рожками вверх, то счастье из дома не выйдет, а если перевернуть подкову, то счастье все уйдет, выльется. Почему же эти вещи оберегами называют? (ответы детей) Да, название пошло от слова «берегут».
Хозяйка: А вы, ребята, хотите счастье в доме сохранить? Тогда предлагаю вам смастерить счастливые подковки. Из чего же их можно сделать? (ответы детей)
Предлагается слепить подковки из соленого теста.
Работать будем за столом, у меня и тесто есть (дети проходят в мастерскую и надевают фартуки). Посмотрите внимательно, как изготовить подковку.
Хозяйка: Теперь, мастера, скорей за дело, лепи и украшай подкову смело! А мы с Нафаней будем вам помогать.
Самостоятельная деятельность детей с помощью пооперационной картыДети рассаживаются за столы. Хозяюшка и домовой оказывают индивидуальную помощь детям.
По ходу лепки хозяюшка обращает внимание детей на последовательность действий.
Итог занятия. Рефлексия
Хозяюшка: Красивые подковы у вас получились! Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. А эта подковка для Нафани, ведь у него день рождения! Всех приглашаю я к столу, попить ароматного чайку с пряниками, сушками, пирогами да ватрушками. Задобрим домового, чтобы не убежал он из дома. Мойте руки над ушатом, из ковша польем ребятам. Помогай, Нафанечка! (обращается к домовому)
За стол с нами садись, пирогами подкрепись.
Есть с капустой и вареньем.
Что кому под настроенье?
Чай пей горячей,
Не забудь и калачей!
Хватит места для всех.
Вот так праздник! Лучше всех!
Все проходят к столу для чаепития. Во время него ведется беседа, где дети вспоминают название праздника, и как будут задабривать домового в своем доме.