Елена Нижегородова
Непослушные пальчики
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады, ч то вы пришли на нашу встречу!
Отгадайте загадку:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)
Публикация «Непослушные пальчики» размещена в разделах
Правильно! Вы все знаете, что отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились… По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», Рукой подать», «Как рукой сняло».
Тема нашей встречи посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Что такое мелкая моторика и её роль в развитии ребенка? Ответьте занимались ли Ваши родителями с Вами пальчиковой гимнастикой? Как вы играете с пальчиками Вашего ребенка?
Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Комментарий педагога:
Это можно объяснить несколькими причинами:
- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение. Все мы слышали много раз о мелкой моторике. Если задуматься: почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадке ровный почерк, а у других каракули? Большинство учёных, педиатров и учителей считают, что многие успехи ребёнка напрямую зависят от умения работать руками. Учёные пришли к выводу, что формирование речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того, доказано, что даже мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Таким образом, систематические упражнения по тренировке детских пальчиков являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поэтому, детям надо создать такую среду, в которой они могли бы вдоволь что-то рвать, перебирать, ковырять… Конечно, чтобы это было безопасно.
Что интересно, занятия мелкой моторикой предназначены не только детям до года и чуть постарше, но мелкая моторика продолжает быть актуальной вплоть до самой школы. Ловкие детские пальчики – это залог полноценного интеллектуального развития малыша. Более того, чтобы сохранять ясность ума, пожилым людям тоже рекомендуют иметь какое-то хобби, чтобы работать пальцами, будь то плетение макраме, вышивание бисером и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость? (мнение родителей)
Презентация «Ум на кончиках пальцев»
Слайды:
Игрушки-шнуровки.
Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).
Различные пирамидки.
Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Кубики
При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок, благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
Конструктор
Одно из любимых детских занятий- конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего то целого: домов, машин, мостов… Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую моторику.
Доски Сегена (рамки, вкладыши)
Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
Фигурки на магнитах
Используя магнитную мозаику у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений и пространственного мышления. А фантазии ребенка помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
Кубы-сортёры
Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!
Пазлы
Собирая красочные картинки, ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Мозаика
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Пальчиковые игры
По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.
Пальчиковые куклы и куклы-перчатки
Это увлекательная игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики, развивает воображение, память, мышление, внимание, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции, формируя творческие способности.
Массажер
Можно использовать массажеры разной формы и величины (мячики «ежики»). Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм.
Бельевые прищепки.
С помощью прищепок может получиться волшебство! Например, из круга солнышко Работая с прищепками дети развивают не только мелкую моторику, но и цветовое восприятие.
Игровые упражнения с пуговицами.
Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.
Игры с крупами
тоже эффективный прием в развитие мелкой моторики рук («Пересыпаем крупу», «Прячем ручки», «Найди игрушку» и т. д.).
Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.
Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт. Например, игра «Забавные картинки» (равномерно распределить пластилин на картон и с помощью различных горошин выкладывать рисунки).
Все перечисленные способы развития мелкой моторики рук оказывают благотворное влияние на развитие речи ребенка.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, ребенок быстрее и лучше начинает говорить. Нужно помнить, что чем «умнее» руки, тем умнее ребенок.
И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
Игра «Чудесный мешочек» (предметы – крупа, пипетка, веревочка с узелками, бумага, пуговица….) Достав предмет, родители предлагают варианты его использования для развития мелкой моторики.
Совместная деятельность с родителями
- Вспомним сказку «Курочка Ряба» и расскажем ее с помощью пальчиков.
Жили-были дед
(обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)
и баба
(изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба
(постучите указательным пальцем по столу)
Спеша курочка яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил
(постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била
(стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала
(пробегите всеми пальцами правой руки по столу)
Хвостиком махнула
(помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось
(уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет
(закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко
(округлите пальцы и соедините их кончики)
другое, не золотое, а простое.
Рефлексия
Пальчиковая гимнастика. «Новый год»
Ёлка, ёлка, ёлочка, колкая иголочка.
Наступает Новый год.
Наряжаем ёлку. Вот.
Мы повесим на неё :
(сжимаем и разжимаем ритмично пальцы обеих рук)
Шарики,
Фонарики.
Дождик и
Хлопушки.
Разные игрушки.
(на каждое слово загибаем пальчики поочередно, начиная с большого)
Предложить оценить нашу встречу цветными пробками на елку (красные пробки – удовлетворены нашей встречей, синие – тема для вас была неинтересна).