Елена Шкробот
Консультация для родителей «Ненормативная лексика: как поговорить с ребенком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ненормативная лексика - это нормально.
Мат - это нормально, это всего лишь еще один этап развития ребенка, с ним надо научить ребенка правильно обращаться. Каждый взрослый человек знает, что это такое и когда он уместен. Для дошкольника мат — это просто слова, которые кажутся яркими и интересными. Когда ребёнок впервые слышит нецензурную лексику, он не всегда понимает её значение, но чувствует, что эти слова обладают особой силой. Это связано с тем, что дети инстинктивно реагируют на эмоциональные всплески, которые сопровождаются такими выражениями. Они запоминают их как "взрослые" и "важные" слова, не осознавая их истинного смысла.
И ведь все взрослые люди о нем узнали тоже в детстве. Когда они услышали мат, произошло их первое знакомство с ним. Как вы знаете, первое знакомство очень важно, ведь оно закладывает основу для дальнейших отношений. Все родители хотят отложить этот момент, а некоторые думают, что он вообще не наступит. Первое что нужно сделать это не паниковать и не ругать ребенка.
Что такое мат.
С точки зрения психологии, мат и другая нецензурная лексика представляют собой яркую, насыщенную эмоциями форму речи. Такие слова часто отличаются резкостью благодаря обилию согласных звуков, что усиливает эмоциональный эффект. Люди вкладывают в эти слова мощные эмоции, передавая через них то, что могло бы занять целый текст. Окружающие легко считывают вложенные в эти выражения чувства, такие как гнев, страх, разочарование. Эти сильные эмоции находят свое выражение в нескольких коротких словах, делая общение емким и эффективным. В нашем обществе такие слова сразу передают настроение говорящего, указывая на крайнюю степень эмоций.
У младших детей восприятие нецензурной лексики отличается: они не столько понимают смысл слов, сколько улавливают сопровождающие их эмоции. Например, если отец внезапно выразился резко и эмоционально, ребёнок вряд ли свяжет это с конкретной ситуацией, но мгновенно почувствует накал страстей. Слово запоминается как нечто новое и яркое, даже если его значение остается неясным. Это явление известно, как вербализм: ребёнок знает "взрослое" слово, но применяет его чисто интуитивно, например, в конфликтной ситуации или когда что-то идет не так.
Как реагировать на Ненормативную лексику от ребенка?
Реагировать на ненормативную лексику у ребенка важно без излишней драматизации. Не стоит ахать, ругаться или привлекать лишнее внимание к новым словам в его речи. Для малышей особенно важно сохранять спокойствие и уметь отвлекать их внимание от нежелательных выражений. Полезно предлагать альтернативы: читать интересные книги, расширять словарный запас, чтобы ребенок мог выражать свои эмоции более конструктивно. Игра "в слова" — отличный способ: "Я понимаю, что ты хочешь что-то сказать. А как еще это можно выразить?" Вместо нравоучений лучше направлять энергию в развивающее русло.
Если ребенок часто прибегает к мату, стоит мягко объяснить, что такие слова в семье неприемлемы. Можно признать: "Да, ты слышал эти слова на улице или от друзей, но у нас принято общаться иначе". Главное — не перегибать палку с наставлениями, чтобы избежать обратной реакции. Важно, чтобы все члены семьи придерживались единых правил: если решено не ругаться дома, это касается всех.
При этом во всём нужен баланс — ребёнок не должен расти в «тепличных» условиях. Да, в семье есть правила, их соблюдают. Но детей не нужно ограждать от какой-то информации: они всё равно увидят или услышат это.
Что касается наказаний, они не работают. Потому что у ребёнка в итоге остаётся только обида на родителя, она сильнее, чем ожидаемая польза. Вообще, «наказать», то есть «сделать наказ», значит объяснить, проговорить ещё раз.
Эмоции.
Очень важно понимать, что Эмоции — важная часть жизни каждого человека, включая детей. Дошкольникам необходимо научиться осознавать, принимать и выражать свои чувства в приемлемой форме. Когда ребёнок начинает использовать матерные слова, это часто связано с попыткой выразить сильные эмоции, такие как гнев или разочарование. Однако важно научить его более конструктивным способам самовыражения. «Я вижу, что ты злишься.» То, что ты испытываешь, — это злость, гнев. А как ещё это можно выразить? Пойдём побьём кулачками в подушку или порвём бумажку?» Можно найти занятие, которое позволит не только выразить гнев, но и успокоиться, уравновесить эмоциональное состояние. Учите его говорить о своих чувствах открыто и честно, используя более мягкие и точные слова.
Мат для дошкольников — это прежде всего интересный эксперимент с языком. Задача родителей — помочь ребёнку понять, что существуют более конструктивные и культурные способы выражения эмоций. Спокойствие, поддержка и личный пример — ключевые элементы в этом процессе.
Подведем итоги:
Первое, что стоит запомнить — не паниковать!
Резкая негативная реакция может только усугубить ситуацию, сделав эти слова ещё более привлекательными для ребёнка. Вместо этого, попробуйте следующее:
1. Спокойствие и разъяснение.
Объясните малышу, что эти слова — не самые удачные для общения. Можно сказать, "Это нехорошие слова, которыми лучше не пользоваться. Давай найдем другие способы сказать то, что ты чувствуешь. "
2. Предложите альтернативы.
Поиграйте в игру: "Давай подберем другие слова, чтобы выразить твои эмоции. " Например, вместо "грубого" слова можно предложить сказать "очень сердито" или "разозлился".
3. Переключите внимание.
Если ребёнок повторяет нецензурные слова ради забавы, попробуйте отвлечь его на что-то другое. Например, предложите заняться интересной игрой или почитать книгу.
4. Собственный пример.
Дети внимательно наблюдают за взрослыми. Если в вашей семье часто звучит ненормативная лексика, ребёнок будет воспринимать её как норму. Постарайтесь следить за своей речью, показывая хороший пример.
Педагог-психолог: Шкробот Е. С.