Лучший педагог года

Нейроигры в работе с дошкольниками 5–7 лет

Ольга Сергеевна
Нейроигры в работе с дошкольниками 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений»

Дошкольный возраст – это период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсивно идёт развитие речи. Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи детей.

У детей с речевыми нарушениями нарушены все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, слабое быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность, что затрудняет процесс развития в дошкольном возрасте, а затем школьного обучения детей. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс.

Для решения этой проблемы в коррекционной работе учителя-логопеда внедрение нейропсихологических приемов становится актуальным. Коррекционная работа должна быть эффективной и динамичной. С этой целью чтобы разнообразить работу с детьми дошкольного возраста 5-7 лет, и повысить результативность логопедических занятий, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий, с применением нейроигр и упражнений.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

У детей с речевыми нарушениями, есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием, памятью, наблюдается моторная неловкость. Поэтому целесообразно включать в логопедическую работу игры, которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.

Для успешности, эффективности работы над речью это определило тему моей углубленной работы «Коррекция нарушения речи детей 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений».

Цель: активизировать развитие речи у дошкольников 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений

Для достижения этой цели поставлены следующие

Задачи:

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать речеслуховое внимание детей;

- развивать нейродинамический процесс головного мозга, отвечающий за речь ребёнка;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

В методическую разработку по теме: «Коррекция нарушения речи детей 5-7 лет, посредством нейроигр и упражнений», которое включает в себя диагностику речевых нарушений по

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие общей моторики;

Внедрение нейроигр и упражнения в систему коррекционной работы

по развитию речи у детей с ТНР.

У детей с ТНР, как правило, наблюдаются нарушения высших функций, эмоционально психически - волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.

Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. Данные игры на координацию речи с движением, позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Данные игры я применяю на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи.

Я хочу показать Вам несколько нейроигр.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи. Её цель – способствование формированию артикуляционного уклада для нормативного произношения звуков речи, закрепление яркого, акустико-артикуляционного образа корригируемого звука.

Условия для проведения нейроартикуляционной гимнастики.

• Гимнастика проводится с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. для выполнения произвольных движений необходим определённый уровень развития самоконтроля.

• Артикуляционные упражнения, включённые в специальную гимнастику, должны быть знакомы и доступны ребёнку.

• Сначала упражнение проводится только с использованием ведущей руки, затем второй и только потом,- двумя руками вместе.

• Все движения должны быть осознанными, чёткими и последовательными.

• Необходимо добиваться того, чтобы движения руки и языка не «отставали» друг от друга и были скоординированными.

• Для занятий используются мячи диаметром 5-6 сантиметров. Ребёнку должно быть удобно сделать захват, но не смыкать полностью пальцы.

Мячи могут быть:

рельефными, (с «колючками», «вмятинами», шероховатыми) способствующие дополнительной проработки биологически активных точек кистей рук;

гладкими, обладающими «пружинящими» свойствами для использования в упражнениях, требующих контроля мышечного тонуса.

Нейроартикуляционная гимнастика с мячом может быть использована как отдельное занятие, так и её элементы могут быть включены в любое психолого-педагогическое занятие. Реализация возможна индивидуально, в паре, в группе.

Развитие артикуляционной моторики всегда нужно начинать с укрепления мышц артикуляционного аппарата (губы, язык). Упражнения делятся на статические и динамические.

- Статические направленны на удержание в одной позе артикуляцию (например, вытянутые губы). Важно именно удержание позы, а не ее повторение. Статические упражнения помогают нам укрепить мышцы губ, щек и языка.

- Динамические – направленны на переключение движений. Так же, в развитии артикуляционной моторики важны упражнения на речевой выдох, именно благодаря ему происходит голосообразование.

Для проведения упражнений использовалась логопедическая кукла. Мы предлагали детям сыграть в театр, где режиссером будет наша кукла. Актеры внимательно смотрели и повторяли движения за куклой. Благодаря использованию логопедической куклы, дети внимательно следили за правильностью выполнения заданий, а так же не отвлекались на посторонние вещи, были полностью поглощены процессом. После упражнений дети самостоятельно показывали место положения языка на кукле.

1. Упражнение «Смайлик».

Цель: укрепить мышцы губ. Губы вытягиваем вперед, как будто хотим поцеловать маму. Затем растягиваем в улыбке, не показывая зубы. Повторяем упражнение 5–6 раз.

2. Упражнение «Поцелуйчики». Исходное положение губы вытянуты вперед (поцелуй, затем на «раз» двигаем поцелуй вправо на «два» влево. Повторяем 5–6 раз.

3. Упражнение «Вибрация». Цель: укрепить язык. Губы слегка приоткрыты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставляем губы вибрировать. Повторяем 3 раза.

4. Упражнение «Жало». Слегка улыбнулись, высунули язычок вперед, напрягли его и сделали острым как жало. Держим 5 секунд, затем расслабляем. Повторяем 3–4 раза.

5. Упражнение «Чистый дом». Исходное положение в улыбке, рот приоткрыт. Кончиком языка водим по зубам снаружи, затем с внутренней стороны.

6. Упражнение «Блендер». Цель: научить речевому выдоху. Рот приоткрыт и растянут в улыбке. По команде «включаю» язык начинает хаотично двигаться во рту, по команде «выключаю» язык спокойно лежит во рту.

7. Упражнение «Буря морей». Вдыхаем носом, а выдыхаем в трубочку, которая опущена в стакан с водой, но так, чтобы ничего не пролилось.

8. Упражнение «Назови больше». Перед ребенком лежат предварительно изученные картинки. Вдыхаем носом и на выдохе начинаем перечислять как можно больше картинок. С каждым разом пытаемся увеличить количество названных предметов.

9. Упражнение «Дегустатор». Просим ребенка закрыть глаза. Подносим к носу фрукты и спрашиваем что это, дети должны вдохнуть носом и на выдохе назвать фрукт.

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией, в первую очередь, должно быть направленно на переключаемость, на нормализации мышц кистей рук. Переключаемость движений является одним из самых важных факторов дальнейшего развития ребенка. Умение расслаблять и напрягать кисти рук способствует снижению тонуса в мышцах при письме. Цель: научить ребенка переключаться с одного движения на другое.

1. Упражнение «Светофор». Цель: подготовка к письму.

Исходное положение рука согнута в локте и поднята на уровне головы. Кисть сжата в кулак и смотрит вперед. Когда мы говорим «загорается зеленый», кисть открывается, далее зелёный начинает «моргать» (сжимаем и разжимаем кисть несколько раз, загорается желтый, и красный. Так повторить игры несколько раз.

2. Упражнение «Эстафета». Руки лежат на столе ладонями вниз. Начиная с правой руки, мизинец поднимается и ложится обратно, передавая движение безымянному пальцу, он среднему и так далее до мизинца левой руки. Затем эстафета передается в другую сторону.

3. Упражнение «Кран». Рука согнута в локте и твердо стоит на столе. Кисть параллельна столу. Задача ребенка, не отрывая локоть от стола, взять предмет (ластик, бумажка, ручка и так далее) с левой стороны и положить в корзинку, которая стоит с право.

4. Упражнение «Винтики». Используется массажер су-джок. Просим ребенка представить, что наша ладошка это стена, в которую нужно завинтить 6 винтиков. Кладем кисть на стол ладонью вверх, берем массажер и начинает потихоньку крутить на большом пальце, указательном, среднем и так далее. В конце «завинчиваем» в серединке ладони. Тоже самое выполняем на второй ладошке. Цель: расслабление мышц кисти. Используется массажер су-джок.

5. Упражнение «Мяч». Просим ребенка повторять слова и движения в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю Назад вперед его гоняю. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.

6. Упражнение «Пальчики». Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети повторяют слова и поочередно надевают массажные кольца на каждый палец. Раз – два – три – четыре – пять, (разгибаем пальчики по очереди) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (Надеваем на большой палец эластичное кольцо) Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Развитие общей моторики

Развитие общей моторики сильно влияет на жизнь. Важно, что бы ребенок мог контролировать и планировать свои движения в пространстве. Умение ориентироваться является одним из главных показателей для жизни ребенка. Все упражнения выполняются при помощи такого современного подхода, как фитбол-гимнастика.

Цель: научить сохранять правильную осанку.

1. Упражнение «Ходьба сидя». Цель: формирование контроля и планирования движений. Сидя на фитболе, выполнять ходьбу на месте, высоко поднимая колени. Следить за равновесием.

2. Упражнение «Скалолаз». Ребенок стоя спиной к стене, держит в руках фитбол. Чтобы не сорваться с отвесной скалы, роль которой выполняет стена, ребенок должен шагать, перемещаясь вдоль стены и последовательно переставляя ноги, при этом не уронить мяч.

3. Упражнение «Иноходец». Цель: развитие пространственных представлений и координации движений. Исходное положение: ноги находятся на фитболе, а руки на полу. Ребенок должен по сигналу пройти вперед, на сколько, это возможно, не касаясь ногами пол. И по второму сигналу вернуться в исходное положение. Это упражнение можно разнообразить дополнительными деталями, например, дать задание дотронуться до предмета, при этом разрешается ставить его не только перед мячом.

4. Упражнение «Бревнышко». Ребенок ложится на ковре поперек комнаты, держа фитбол параллельно полу и перекатываясь в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы игрушка все время находилась на уровне пояса.

5. Упражнение «Цирк». Цель: на расслабление мышц туловища. Перед ребенком лежит канат, нужно пройти по нему держа в руках мяч.

6. Упражнение «Мостик». Исходное положение: сидя на полу с согнутыми ногами. Перед ребенком лежит мяч, на который он постепенно начинает облокачиваться, расслабляя мышцы спины, шеи.

Диагностика общей, мелкой и артикуляционной моторики детей с нарушениями речи (по Н. В. Нищевой) для детей 6-7 лет (май 24)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

Состояние общей моторики:

Выполняемые упражнения:

попрыгать на двух ногах;

попрыгать на левой ноге;

попрыгать на правой ноге;

прыгнуть в длину с места;

потопать ногами и похлопать руками одновременно;

забросить мяч от груди;

забросить мяч из-за головы;

подбросить и поймать мяч.

Оценивается: объем выполнения движений, темп, активность, координация движений.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Состояние ручной моторики:

Кинестетическая основа движений:

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец левой руки;

одновременно вытянуть указательный палец и мизинец обеих рук;

поместить указательный палец на средний и наоборот на правой руке;

поместить указательный палец на средний и наоборот на левой руке.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Кинетическая основа движений:

упражнение «Игра на рояле»;

проба «кулак-ребро-ладонь» правой рукой;

проба «кулак-ребро-ладонь» левой рукой;

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Навыки работы с карандашом:

умение рисовать прямые линии;

умение рисовать ломаные линии;

умение рисовать замкнутые линии умение рисовать волнистые линии;

умение рисовать человека.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

Манипуляции с предметами:

умение застегивать и расстегивать пуговицы;

умение завязывать и развязывать шнурки.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

Оценивается: объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Выполнить упражнения:

закрыть правый глаз;

закрыть левый глаз;

прищурить глаза;

нахмурить брови;

поднять брови;

надуть правую щеку;

надуть левую щеку;

втянуть правую щеку;

втянуть левую щеку;

Оценивается: наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот;

подвигать нижней челюстью вправо-влево.

Движения губ:

Выполнить вместе с логопедом:

«улыбка», «трубочка», «улыбка — трубочка».

Движения языка:

Выполнить вместе с логопедом:

«лопата», «жало», «лопата — жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье».

Движения мягкого неба:

Широко открыть рот и зевнуть.

Оцениваются: наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка.

Оценка:

При правильном выполнении всех заданий – 1 балл, при частичном выполнении заданий – 0,5 балла, задание не выполнено - 0 баллов.

В процессе применения нейроигр и упражнений должна происходить активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия. В работе используются нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука.

Таким образом, систематическое использование нейроигр и упражнений на занятиях учителя-логопеда должно оказывать положительное влияние на коррекцию недостатков речевого развития детей. Нейроигры и упражнения применяются с целью автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, усвоения лексических тем и подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Публикации по теме:

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Интеллект-карта в работе с дошкольникамиИнтеллект-карта в работе с дошкольниками Что же такое интеллект карта? Все мы знаем, что интеллект карта- это метод записи, который позволяет структурировать информацию, отобразить.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нейроигры в работе с дошкольниками 5–7 лет
Опубликовано: 27 февраля 2025 в 08:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейроигры в работе с дошкольниками 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сергеевна (УИ 72727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД