Папки-передвижки

Занятие по экологическому воспитанию «Нефть — что это такое?»

Надежда Капленкова
Занятие по экологическому воспитанию «Нефть — что это такое?»

Задачи. Познакомить детей с некоторыми горючими полезными ископаемыми (нефть, торф, каменный уголь, газ, их роль в жизни человека и проблемами охраны окружающей среды, связанными с их добычей.

Предварительная работа. С помощью родителей в группе организуется выставка полезных горючих ископаемых. Рассматривание торфяной крошки.

Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Нефть — что это такое?“» размещена в разделах

Материалы, инструменты, оборудование. Образцы полезных ископаемых (каменный уголь, нефть, торф, и т. д.). Птичьи перья, емкость для проведения опытов (в том числе с водой). Изображения морских танкеров, которые перевозят нефть. Простой карандаш, бумага, дощечка для рисования каменным углем.

Содержание занятия.

Дети, посмотрите к нам пришли гости. Скажите всем здравствуйте и всем подарим хорошее настроение, улыбнитесь друг другу, гостям.

А нам пришло звуковое письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Семицветик». Вы узнали меня? Это я, Крот «Почемучка». На днях я подсчитывал свои богатства и наткнулся на коробку, внутри лежали какие-то камушки и пробирка с жидкостью. Я обращаюсь к вам за помощью, помогите, пожалуйста, определить, что это такое. С уважением, Крот.»

Вос-ль: Что же находится в коробке? (открывает её, перечислить, рассмотреть) Как, вы, думаете что это?

(Полезные ископаемые). Где их добывают? (Их добывают из-под земли). Почему они так называются? (Они приносят пользу людям).

Воспитатель : А какие полезные ископаемые вы знаете?.. В земле хранится много сокровищ. Но это не только золото, серебро, алмазы, медь, песок, глина, соль, олово. Сегодня вы познакомитесь с полезными ископаемыми, которые дают нам тепло. Посмотрите, какая коллекция горючих ископаемых. Они все нужны людям и приносят большую пользу. Поэтому мы и называем их полезными ископаемыми.

Давайте разберемся, какие полезные ископаемые в этой коробке.

А сейчас я предлагаю вам стать учеными и познакомиться с полезными ископаемыми, которые дают человеку тепло и свет. Для этого проведем с вами исследования. Но, вначале отгадайте загадки.

ТОРФ. Каменный уголь.

Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение (торф)

Крепкий камень, не гранит

Зимой в печках он горит.

Согревая каждый угол,

Этот черный камень. (УГОЛЬ)

Возьмите кусочек торфа и каменного угля и сравните их. Чем они похожи? Чем отличаются?

На первый взгляд кажется, что у торфа и каменного угля нет ничего общего. Но это не так. Давайте рассмотрим под лупой торф и уголь. Что вы видите в торфе? (растения и их частицы, мхи, различные веточки, старые листья) А какой уголь? (он твердый, нет никаких частиц.

Давайте проведем опыты:

1) Сожмите по очереди в руке торф - мягкий, рыхлый, рассыпчатый; каменный уголь- прочный, твердый;

2) Опустить в воду торф -легкий, плавает; каменный уголь - тяжелый, тонет;

3) Полить водой сухой торф - впитывает воду; с каменного угля – вода стекает.

Это потому что, торф образуется на болотах. Человек с давних пор использует торф. При горении торфа получается тепло (по возможности поджечь). А каменный уголь получился из торфа. Только было это очень давно, задолго до того, как появились динозавры. На земле тогда было очень тепло и влажно. Старые деревья нередко падали в болота. И со временем таких деревьев накопилось очень много, они постепенно изменялись и в конце концов превращались в каменный уголь. Каменный уголь тоже дает тепло. Его добывают из-под земли и отправляют его в печь. (предложить детям порисовать углем). Положите кусочек каменного угля с простым карандашом. Как вы думаете, что у них общего? Стержень карандаша – графит, тоже родственник угля. Графит очень мягкий камешек. Он состоит из мелких- мелких чешуек, словно стопка бумаги из отдельных листов. Когда мы рисуем, чешуйки остаются на бумаге – получаются линии. (Из каменного угля делают краски, пластмассу)

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнём

Встанем глубоко вздохнём

Руки в стороны, вперёд

Влево, вправо поворот

Наклонились, прямо встали

Руки вниз и вверх подняли

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

НЕФТЬ. Отгадайте следующую загадку.

(Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)

Сейчас проведем следующее исследование:

Посмотрите, что в пробирке?

А кто сегодня утром ехал на автомобиле, автобусе? А что нужно для того, чтобы эти машины работали? (бензин) Бензин привозят на специальные заправочные станции, а делают его из… нефти.

А вы знаете, как образовалась нефть?

В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса). Могучие деревья впитывали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и свет они отдают людям.

Показать пробирку с нефтью. Обратить внимание на то, что в отличие от угля и торфа, нефть – это густая, маслянистая темная жидкость, с резким запахом. Ее можно вылить из пробирки. В одну чашку налить воду, а в другую – немного нефти. Какая жидкость растекается быстрее?

Для того чтобы ее добыть, нужно пробурить глубокую скважину и выкачивать жидкость с помощью насоса. Еще нефть находят на побережье морей. Есть специальные большие корабли для перевозки этого полезного ископаемого. Они называются танкерами. Иногда с ними происходят аварии, и тогда нефть попадает прямо в море. Из-за этого часто гибнут морские животные и птицы. Например, если перья птицы покрываются нефтью, они слипаются и больше не могут согревать своих обладателей. Из-за этого птицы не могут летать и со временем гибнут. Люди помогают таким птицам: ловят их и выпускают на свободу.

Давайте проведем опыт:

1)Немного нефти наливаем в миску с водой и наблюдаем, что происходит с пятном. Оно не растворяется, а плавает. Чтобы его убрать, нужно накапать немного средства для мытья посуды. Пятно постепенно исчезнет. Подобным образом люди очищают море от пятен пролитой нефти. Для этого есть специальные средства.

2) А сейчас возьмите любое птичье перышко и подбросьте его вверх. Что получилось? (перо легкое, оно легко поднимается и медленно падает, кружась в воздухе).

Воспитатель наливает немного нефти на перо. Что случилось с пером? (оно слиплось). Подбросьте перо над емкостью. Что вы видите? Оно стало тяжелым, падает вниз. Птице с такими перьями летать невозможно. Поэтому с нефтью нужно обращаются очень аккуратно.

Нефть служит отличным топливом, а так же она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, вазелин, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, нити для синтетических нитей, лак.

ГАЗ. Отгадайте еще одну загадку:

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спичек. (газ)

Ребята, а у кого на кухне стоит газовая плита? А почему она так называется (В нее поступает газ). Газ – это тоже полезное ископаемое. Газ бесцветный, легкий (легче воздуха). Он помогает нам готовить пищу, обогревать дома. А еще он нужен для того чтобы делать пластмассу, ткани. Откуда берется отопление в батареях детского сада? Оно приходит по трубам с теплоэлектростанции. Чтобы получить тепло, там сжигают газ.

Газ добывают в труднодоступных местах, а чтобы люди могли им пользоваться троят газопроводы - это большие трубы, которые, прокладывают над и под землей.

Скажите, а можно подходить к газовой плите без взрослых? А поворачивать ручку газовой плиты? Правильно, нельзя. Газ будет выходить из трубы и им можно отравиться. Почему ребенку нельзя самому зажигать газ?

А сейчас давайте проведем опыт.

1)Что происходит с горящей свечой, если ее накрыть стаканом. Она погасла. Потому что там – газ, а кислорода нет.

2)Основан опыт все на той же реакции между содой и уксусом. Приготовьте небольшой надувной шарик. Желательно, чтобы он легко надувался (проверьте это заранее). Держите шарик наготове. Растворите 2 чайные ложки соды в 3 столовых ложках воды и влейте раствор в стеклянную бутылку. В эту же бутылку налейте четверть стакана уксуса. Теперь быстро наденьте на горлышко шарик и закрепите полоской скотча (все должно быть под рукой). Выделяющийся в процессе реакции углекислый газ будет надувать шарик.

Сколько всего нового вы узнали. А сегодня вечером вы напишите ответ нашему другу кроту «Почемучке» и расскажите, что лежало у него в коробке.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми Якутии Проводя образовательную деятельность по ознакомлению детей с полезными ископаемыми Якутии, появилась необходимость использовать дидактические.

Презентация по географии «Заповедники Восточной Сибири» Восточная Сибирь богата природными ресурсами:лесами,реками,полезными ископаемыми,промысловыми животными. Там добывают каменный уголь,железные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экологическому воспитанию «Нефть — что это такое?»
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 11:56
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД