МААМ-картинки

Картотека игр по словоизменению

Елена Галимуллина
Картотека игр по словоизменению
▼ Скачать +Заказ

Введение.

Формирование лексико-грамматического строя речи. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарь – это слова обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает.

Публикация «Картотека игр по словоизменению» размещена в разделах

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми.

Цель обследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года; определить результативность работы по речевому развитию за год.

Словоизменение — образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы называются флексиями (лат. flexio — «сгибание», «переход голоса»).

Частными случаями словоизменения является склонение по падежам (рука-руки-руке, спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт, изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям. Множество словоформ одной лексемы образуют словоизменительную парадигму.

Словоизменение противопоставляется словообразованию.

1часть.

Характеристика речи у детей 5-6 лет.

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на урока.

Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И. п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа; согласование числительных два и пять с существительными; образование глаголов

движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных ; закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.

От 5- 6 лет нужно продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях : существительные с числительными и прилагательные с существительными. Помогать детям замечать неправильное ударение в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправить. Знакомить с разными способами образования слов.

Для решения всех задач речевого развития используются дидактические игры. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

2 часть.

Методика обследования грамматического строя речи:

Словоизменения.

1. Игра «На лугу пасутся, кто?»

Цель: выявление умения ребенка образовывать существительные множественного числа в именительном падеже.

Оборудование: картинки со следующим изображением: коза - козы; конь - кони; корова - коровы; овца - овцы; гусь - гуси.

Ход обследования:

Ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много. Предлагаются картинки.

Ребенку предлагают ответить на вопросы: На лугу пасётся кто? (коза)

На лугу пасутся кто? (козы)

На лугу пасётся кто? (конь)

На лугу пасутся кто? (кони)

На лугу пасётся кто? (корова)

На лугу пасутся кто? (коровы)

На лугу пасётся кто? (овца)

На лугу пасутся кто? (овцы)

На лугу пасётся кто? (гусь)

На лугу пасутся кто? (гуси)

На лугу пасётся кто? (утка)

На лугу пасутся кто? (утки)

2. Игра "Мама потерялась".

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий

"Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей.

Ход игры: Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет кого (телят) Вот телята.

Лошадь ищет кого (жеребят)

Свинья ищет кого (поросят)

Собака ищет кого (щенят)

Кошка ищет кого (котят)

Коза ищет кого (козлят)

Овца ищет кого (ягнят).

Лисица ищет кого (лисят).

Зайчиха ищет кого (зайчат).

Ежиха ищет кого? (ежат).

Медведица ищет кого (медвежат).

В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

3. Игра "День рождения Мишутки".

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением : рыбы, моркови, грибов, зерен, капусты, костей, белок, лис, зайцев, ежей, куриц, коз, собак, и медведей.

Ход игры: Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости?

Пример:

Орехи кому? белкам. Мишутка ждёт белок.

Рыбы кому? лисам. Мишутка ждёт лис.

Морковки кому? зайцам. Мишутка ждёт зайцев.

Грибы кому? ежам. Мишутка ждёт ежей.

Зерна кому? курицам. Мишутка ждёт куриц.

Капусты кому? козам. Мишутка ждёт коз.

Кости кому? собакам. Мишутка ждёт собак.

4. Игра "Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Ход игры: Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос : "Кто кого обгонит?"

Зайцы и черепахи… (Зайцы обгонят черепах).

Гусеницы и змеи… (Змеи обгонят гусениц).

Поезда и самолёты… (Самолёты обгонят поезда).

Мотоциклы и велосипеды… (Мотоциклы обгонят велосипеды).

Люди и машины… (Машины обгонят людей).

5. Игра " Кто чем питается?"

Цель: Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход игры: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Чем питаются зайцы?

( например: «морковью") или предложением ("Зайцы питаются морковью").

чем питаются медведи?

медведи питаются малиной,

чем питаются коровы?

коровы питаются травой,

чем питаются козы?

козы питаются капустой,

чем питаются кошки?

кошки питаются молоком,

чем питаются собаки?

собаки питаются костями,

чем питаются курицы?

курицы питаются зёрнами,

6. Игра «Кто о чём думает?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложном падеже.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает картинку животного и спрашивает, о чём он думает. В зависимости от уровня речевого развития ребёнка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Зайцы мечтают о чём?

( например: «о морковке») или предложением («зайцы мечтают или думают о морковке»).

Собаки мечтают о чём?

Собаки мечтают о костях,

Кошки думают о чём?

Кошки думает о молоке,

Курица мечтает о чём?

Курицы мечтают о зернах,

Медведи мечтают о чём?

Медведи мечтают о мёде,

Коровы мечтают о чём?

Коровы мечтают о траве.

7. Игра «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Цель: изменять глаголы по лицам.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: Произнесите предложение «Я гуляю в саду». Предложите ребёнку повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты, он, она, они, мы, вы» и изменить глагол. (Ты гуляешь в саду, он гуляет в саду, она гуляет в саду, они гуляют в саду, мы гуляем в саду, вы гуляете в саду).

Лексический материал:

Я катаюсь на лыжах. - Ты катаешься на лыжах. - Он катается на лыжах.

Я одеваюсь. - Ты одеваешься. - Они одеваются.

Я снимаю сапоги. - Вы снимаете сапоги. - Мы снимаем сапоги.

Я стираю - ты стираешь – мы стираем.

Я играю с куклами – ты играешь с куклами – мы играем с куклами.

Я умываюсь – ты умываешься – мы умываемся.

Я кушаю – ты кушаешь – мы кушаем.

8. Игра «Подбери словечко».

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Оборудование: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Ход игры:

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб);

"старый"… (дом, пень, человек);

"свежая"… (булочка, новость, газета);

"старая"(мебель, сказка, книга);

"свежее"… (молоко, мясо, варенье);

"старое"(кресло, сиденье, окно).

9. Игра «Мой, моя, моё».

Цель: правильно согласовывать имя существительное с местоимением «мой» (моя, моё); игра помогает развитию памяти и зрительного внимания.

Оборудование: предметы одежды и обуви.

Ход игры: сложим в коробку разные предметы одежды парами, взрослая шапка- детская шапочка, а затем близкие по предназначению (варежки- перчатки, кофта- свитер).

Начинаем вынимать вещи из коробки. Говоря при этом: «Это моя шапка. Это мой носок. Это мои варежки. Это моя кофта. Это моё платье. Это мой шарф. Это моя шуба.

Предложим найти ребёнку среди вещей свою одежду. Разберём все вещи до конца. Следим за правильным согласованием имён существительных с местоимениями.

10. Игра «Сосчитай»

Цель: Учить согласовывать существительное с числительным

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый показывает картинки, проговаривая с ребенком словосочетания :

В прямом порядке: один карандаш, два карандаша, три, четыре, пять карандашей и в обратном порядке: пять карандашей, четыре, три, два карандаша, один карандаш.

Один мяч, два мяча, три, четыре, пять мячей и в обратном порядке.

Одна конфета, две конфеты, три, четыре, пять конфет и наоборот.

Одна ягода, две ягоды, три, четыре, пять ягод и наоборот.

Одна лодка, две лодки, три, четыре, пять лодок и наоборот.

Один стол, два стола, три, четыре, пять столов и наоборот.

Один стул, два стула, три, четыре, пять стульев и наоборот.

Публикации по теме:

Проект «Скоро в школу мы пойдем» Творческая группа авторов МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3 «Звёздочка» г. Ершова Саратовской области»: Заведующий Губова Т. П.

Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы»Сенсорная тематическая книжка «Домашние птицы» Назначение пособия: 1. Закрепление представлений по лексической теме "Домашние птицы". 2. формирование лексико-грамматического строя речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по словоизменению
Опубликовано: 28 марта 2014 в 19:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по словоизменению» (включая файлы) размещена пользователем Елена Галимуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД