Наталья Клячина
Наглядное моделирование как средство формирования пространственных представлений детей седьмого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна.
Владение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности, продуктивно-творческой и трудовой, совершенствуются сенсорные и интеллектуальные способности. Элементарные знания о пространстве и навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.
В соответствии с новым федеральным законом от 29.12.1212 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», общее образование включает в себя дошкольное образование и является первой ступенью общего образования.
Публикация «Наглядное моделирование как средство формирования пространственных представлений детей седьмого года жизни» размещена в разделах
Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны как правило с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами и их образами к действию с числом и другими абстрактными понятиями. В связи с этим в подготовительной группе к школе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных связях, которые позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.
Актуальность данной проблемы обусловлена насущной потребностью свободно ориентироваться в направлении движения, в пространственных отношениях между ними и предметами. Именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна дошкольникам. «В период дошкольного возраста закладывается та первооснова, которая в дальнейшем необходима для формирования общественных представлений сначала в реальном предметно-пространственном окружении, затем о геометрическом пространстве для формирования более сложных графических представлений» [2] .
Мною была создана система работы по использованию наглядного моделирования в формировании пространственных представлений старших дошкольников. В своих изысканиях опиралась на развивающий эффект А. А. Венгер, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддьякова.
На подготовительном этапе мною была изучена методическая литература, подобран необходимый материал по использованию наглядного моделирования при формировании пространственных представлений старших дошкольников. Проведены диагностические исследования с целью выявления у детей сформированности навыков пространственных представлений. Спроектирована и создана предметно – развивающая среда. Разработано и апробировано тематическое планирование.
На контрольном этапе была выявлена динамика изменения уровня развития детей и сформированности у них навыков работы с моделями.
При планировании работы мною были использованы приемы: от простого к сложному, от легкого к трудному, от неизвестного к известному. От действий под руководством и по образцу взрослого, дети постепенно переходят к самостоятельно творческой деятельности по созданию и преобразованию моделей.
Во время работы с детьми мною были использованы такие приемы общения с детьми, как поощрение детей к самовыражению и доброжелательность. Рассматривая предметы с разных сторон, и, сравнивая с геометрическими фигурами, при помощи которых будут изображаться на плане, дети научились наглядно представлять модели. Сопоставляли условные знаки и реальные предметы, что позволило успешно различать различные свойства предметов. Сначала ввела элементы схем символов, а затем их перемещение в пространстве с помощью линий, стрелок. Приемы наглядного моделирования были использованы в различных видах детской деятельности детей. Дети с удовольствием разрешали проблемные ситуации и играли в дидактические игры на ориентировку в пространстве :
- «Поиск предмета».
- «Найди игрушку».
- «Что спереди, сзади, слева, справа»?
- «Что, где стоит»?
- «Секрет».
- Разведчики».
- «Поможем расставить в комнате мебель».
- «Как пройти к Зайке»?
Игры позволили оптимально учитывать особенности освоения признаков предметов посредством их замещения условными знаками и расположения в пространстве. Упражняла детей ориентироваться не только на игровом материале, но и в реальной обстановке, в малом и большом пространстве для того, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе.
Учила детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, частично используя технологию развития пространственного мышления и графических умений у детей шести – семи лет М. А. Габовой.
Мною были разработаны карточки для проведения графического диктанта в соответствии с тематическим планированием. Введение конкретных образов: сказочных героев, птиц, рыб, животных, транспорт стимулирует интерес детей, их познавательную и творческую активность.
«Важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы подсказки побуждали его к собственному решению» [8]. Увлекаясь поиском, при помощи условных обозначений, дети с интересом включались в игры, расширяя, уточняя и систематизируя знания о пространственных представлениях.
Умение строить и применять пространственные модели дает возможность дошкольникам в настоящее время технического прогресса и компьютеризации в наглядной форме выделять скрытые отношения предметов, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач.
Варьирование игрового содержания, занимательность и необычность игровых задач, привлекали детей к играм с использованием моделей.
Считаю, что работа со схематическими изображениями реальных предметов оказывает влияние на формирование у детей более высокой формы наглядно – образного мышления – наглядно – схематической. «Работа с реальными предметами и их схематическими изображениями приводит к систематизации детских представлений и способствует развитию у детей более высоких форм обобщения» [8]Развивает речь, внимание и память дошкольников, способствует интеллектуальному развитию детей и успешной подготовки к обучению в школе.
Следовательно, опыт работы по использованию наглядного моделирования в формировании пространственных представлений детей седьмого года жизни может быть использован в работе воспитателей и родителей, заинтересованных совершенствовать сенсорные и интеллектуальные способности дошкольников.
Список литературы:
1. Ананьева Б. Г. ,Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М. : Просвещение, 1964-87с.
2. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. - М. : Знание, 1994.-240с.
3. Е. В. Колесникова. Математика для дошкольников 6-7 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений (изд. 2-е, доп. и перераб.) – М. : ТЦ Сфера,2003.-88с.
4. Е. В. Колесникова. Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для дошкольников 6-7 лет». - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 64с.
5. Мусейбова Т. Ориентировка в пространстве // Дошкольное воспитание. -1988. - №8, - с. 19
6. Л. А. Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1982. - №3. - с. 10
7. О. Крушельницкая, А. Третьякова «Вправо-влево, вверх-вниз» формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа и доски//Обруч. - 2005. - №3, - с. 23-25
8. М. А. Габова. Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет. Практическое пособие. - М. : АРКТИ, 2008 -13с.
.