Татьяна Голощапова
Мы идем в детский сад!
▼ Скачать + Заказать документы
Мы идем в детский сад!
ак психологически подготовить ребенка к посещению детского сада
Многие малыши в этом году первый раз идут в детский сад. Родители и поверить не могут, что их кроха, буквально вчера лежавший в колясочке, останется наедине с другими детьми и вос-питателями. Но время идет, и приходится смириться с мыслью, что человечек постепенно стано-вится социально активным и уже вполне способен проводить часть времени в детском коллективе. Все равно, без переживаний не обойтись. Как морально подготовить ребенка к посещению детско-го сада?
Публикация «Мы идем в детский сад!» размещена в разделах
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для детей, так и для взрос-лых, родителей и воспитателей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тре-вогу за своего ребенка и так же привыкают к требованиям детского сада, а воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям. Конечно, жаль, когда взрослые рассматривают детский сад как своего рода «камеру хранения» для детей (чаще всего это те взрослые, которые заняты собственной жизнью, карьерой, личными амбициями, или как агрессивную, недобрую среду, где обижают любимое чадо (так думают тревожные родители). Но так или иначе родители приводят ребенка в детский сад.
Что же дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения. И в первую очередь общения со сверстниками. Поскольку начиная с трехлетнего возраста ребенок нуждается в общении с другими детьми, а опыт общения с воспитателями поможет ему в даль-нейшем избегать трудностей в общении со взрослыми. Ребенок узнает, что, помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила «человеческого общежития» и учатся со-блюдать их.
В детском саду ребенок получает возможность для интеллектуального и физического раз-вития. С ним проводятся специальные занятия - лепка, рисование, пение, аппликация, конструи-рование, развитие речи, физкультура, ознакомление с социальной действительностью, основы ма-тематических представлений и т. п., которые способствуют развитию ребенка. К тому же, на этих занятиях ребенку часто бывает по-настоящему интересно. Одним из несомненных плюсов посе-щения детского сада является приобретение самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке, чистке зубов, уборке своей кроватки и наведению порядка после игры - посильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки самостоятельно-го одевания и раздевания, которые прививаются буквально через четыре месяца пребывания в дет-ском саду.
А вот с медицинской точки зрения детский сад просто незаменим для формирования имму-нитета ребенка. Дело в том, что в коллективе детский организм сталкивается с огромным количе-ством чужеродных бактерий, которые не встречаются ему дома, тем самым активно развивая им-мунитет. Иммунная система не испытывает возрастных кризисов и относительно стабильна в воз-расте 2 – 4 лет, и с точки зрения иммунологов именно это время наиболее благоприятно для нача-ла посещения детского сада. Если такой активной тренировки иммунной системы не произойдет до школы, и ребенок будет тщательно оберегаться от инфекций в домашних условиях, то в на-чальной школе придется проходить тоже адаптационный период.
Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят адаптацион-ный период. Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в детский сад.
У некоторых малышей в период адаптации нарушаются сон: не могут заснуть, сон кратко-временный и быстрый, нарушен аппетит, пропадают ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным, наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания: плачут, зовут маму, прячутся от детей.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду : легкую, среднюю и тяжелую.
• 1 – 16 дней – легкая
• 6 – 32 – адаптация средней тяжести
• от 32 до 64 дней – тяжёлая
Легкая адаптация Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 - 2 недели. У ребенка пре-обладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако-мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений
Средняя адаптация В этот период сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние его нестабильно в течение месяца, наблюдается плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким - эмоцио-нально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболевае-мость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки нев-ротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в оп-ределенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) - в течение двух недель. Однако при эмоцио-нальной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация Ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просы-пается со слезами. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо актив-ное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, aгрессивно – разрушительные реакции, двигательный протест, либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение «де-тей избегает, сторонится или проявляет агрессию». Отказывается от участия в деятельности. Име-ет место задержка речевого развития. Заболевания - более двух-трех раз, длительностью боле де-сяти дней. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболевания могут замедляться рост и прибавка в весе.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
• возраст ребенка
• состояние здоровья
• уровень развития
• умение общаться со взрослыми и сверстниками
• сформированность предметной и игровой деятельности
• приближенность домашнего режима к режиму детского сада
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
• наличие у ребенка своеобразных привычек
• неумение занять себя игрушкой
• несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
• отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми и взрослых
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс от поступления в детский сад и успеш-но адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребыва-ния в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Как родители могут по-мочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?
Как помочь малышу в период адаптации к дошкольному учреждению
Чтобы облегчить привыкание к детскому саду, существует ряд простых правил, следуя ко-торым, ваш ребёнок будет чувствовать себя в детском саду как дома, где ему будет комфортно, уютно, весело.
1. Узнайте про детский сад
Перед тем, как отдать ребёнка в детский сад, узнайте о нём. Вы должны обязательно проявить ин-терес, в каких условиях ваш малыш будет проводить время. Вы имеете право осмотреть окру-жающую обстановку и познакомиться с воспитателями. Не упускайте этой возможности, ведь ваш ребёнок проведёт в выбранном вами месте много времени.
2. Расскажите ребёнку о плюсах детского сада
Как сделать так, чтобы ребёнок не только не боялся, но и захотел пойти в детский сад? Для этого вам необходимо рассказать обо всех преимуществах, которые ждут его в дошкольном учрежде-нии. У вас не возникнет трудностей с подготовкой к детскому саду, если ваш малыш поймет, что ему там будет хорошо и комфортно. Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокой-нее, когда он пойдет в сад.
3. Проверьте здоровье ребёнка
Перед тем как отдать ребёнка в детский сад, обязательно пройдите с ним медицинское обследова-ние. Это поможет вам узнать состояние здоровья вашего малыша. С помощью консультации спе-циалистов вы поймёте, насколько он готов к пребыванию в дошкольном учреждении.
4. Приучайте ребёнка к режиму дня
Когда малыш попадёт в детский сад, его ожидает опредёлённый распорядок дня. Если он не при-держивался подобного режима до этого, то ему будет нелегко перестроиться. Поэтому приучайте ребёнка заранее планировать очередность действий в течение дня и придерживаться её. Ребёнок должен привыкать к таким вещам с самых малых лет.
5. Формируйте у ребёнка навыки самообслуживания
Прежде чем отдавать ребёнка в детский сад, вы должны приучать его следить за собой и ознако-мить с основными гигиеническими процедурами. Ваша задача заключается в том, чтобы подобные действия вошли у него в привычку. Малыш должен уметь выполнять все процедуры самостоя-тельно, без вашей помощи.
6. Научите ребёнка делиться
Одним из самых главных качеств ребёнка является умение делиться. Особенную важность эта способность приобретает при поступлении в детский сад, так как там он впервые столкнётся с тем, что иногда нужно делиться своими вещами. Поэтому малыша обязательно нужно приучать к тому, что в общении с другими детьми не надо жадничать.
7. Определите, открыт ли ваш малыш для общения со сверстниками.
В детском саду ребёнок впервые столкнётся с большим количеством малознакомых детей. Чтобы в обществе своих сверстников малыш чувствовал себя хорошо и свободно, необходимо его ещё до детского сада приобщать его к общению с другими детьми. Попытайтесь помочь ему подружиться с каким-нибудь ребёнком его возраста. Учите обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребенка.
8. Приводить ребенка вначале желательно на 1-2 часа в течение недели или двух. Первое время в детском саду малыш может проводить непродолжительное время. Это нужно для того, чтобы при-вычный ход жизни не менялся так резко. Постепенно приучайте его проводить время на новом месте без мамы.
9. В первые дни будьте вместе с ребёнком некоторое время.
Когда малыш попадает в детский сад, ему очень тяжело привыкнуть к тому, что рядом нет мамы. Поэтому первые дни в садике вы можете провести со своим ребёнком, т. о. ему будет легче при-выкнуть к такой перемене.
10. Желательно разработать несложную систему прощальных знаков (воздушный поцелуй, руко-пожатие) и ежедневно повторять ее. При этом важно уходить, не задерживаясь, не оборачиваясь, - так малышу будет проще отпускать вас.
11. Ребенок может принести из дома фотографию близких людей, свою любимую игрушку, что также придаст ему уверенность, обеспечит психологический комфорт.
12. Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувство-вать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточ-нить, когда заберут его домой.
13. После детского сада малыша нужно похвалить за проведенный день: "Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой", очень важно продемонстрировать свою любовь и заботу.
14. Не опаздывайте, когда забираете ребёнка.
Когда приходит время забирать ребёнка из детского сада, нельзя опаздывать. Малыш может очень сильно испугаться, что вы не придёте совсем.
15. Не обещайте купить игрушку за то, что малыш будет в детском саду.
Это может обернуться тем, что ребёнок будет шантажировать вас.
16. Не ругайте его за не желаемое поведение в первые дни пребывания в детском саду. В первое время пребывания в детском саду, ребёнок может вести себя не совсем правильно, но ругать его не стоит. Поймите, что для него это всё ново. Он ещё не знает, что плохо, а что хорошо. Поэтому вы должны просто разобраться вместе с малышом, почему он вёл себя таким образом.
17. Пригласите его друзей из детского сада домой. Для того, чтобы ваш малыш вырос уверенным в себе, общительным и дружелюбным человеком, с самого детства надо приучать его к общению со сверстниками. Приглашайте к себе домой других детей. Такие мероприятия положительно по-влияют на дальнейшее развитие ребёнка
18. Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитательницей. Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитательница поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее маленького воспитанника.
19. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотруд-ников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом!
20. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.
Помните, если вы найдёте правильный подход при подготовке малыша к дошкольному учрежде-нию, то проблем не будет.
ЖЕЛАЕМ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ!
Педагог – психолог
МДАОУ «ЦРР – д/с №2»
Голощапова Т. В.