Рита Белик
Мониторинговая система как показатель качества образования
Овладение технологией педагогического мониторинга позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к воспитанникам. Сам мониторинг призван выполнять две важнейшие функции:
Первая функция – состоит в том, чтобы поддерживать содержательное обучение основного материала согласно требованиям программы ФГОС дошкольного образования на высоком уровне. Вторая функция – построена на отслеживании полученных знаний.
Публикация «Мониторинговая система как показатель качества образования» размещена в разделах
В школе – интернате я проработала почти 30 лет. Последние 10 лет работала над темой по самообразованию «Социально – бытовая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни с учетом их психофизических возможностей». Тему эту выбрала потому, что наблюдая за воспитанниками на протяжении многих, лет заметила, что дети с раннего детства практически не адаптированы к социуму. У них не привиты с раннего детства элементарные культурно – гигиенические навыки, они не умеют легко, свободно, раскованно общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, не употребляют в своей речи сложные предложения и обороты, не знают и не владеют элементарными знаниями, так необходимыми в жизни каждому человеку. Этот пробел в воспитании раннего возраста затем очень сложно восполнить и привить детям более старшего возраста. Поэтому были выбраны и разработаны следующие направления в воспитательной работе:
• «Личностное развитие»;
• «Охрана здоровья»;
• «Основы гражданского и патриотического воспитания»;
• «Социализация и общение»,
• «Основы профессионального самоопределения».
Для воспитанников с 1по 11 классы с учетом преемственности был разработан мониторинг с целью, выявить и отследить уровень владения воспитанниками информационным материалом развивающих воспитательских занятий и его практическим применением. На основании полученных результатов мониторинга и с учетом направлений воспитательной работы регулярно проводились воспитательские занятия. К примеру, в понедельник - беседы и занятия на тему «Личностное развитие», во вторник – «Охрана здоровья», в среду «Основы гражданского и патриотического воспитания», в четверг – «Социализация и общение», в пятницу – «Основы профессионального самоопределения». По всем этим направлениям были разработаны тестовые задания на начало и конец учебного года, так как мониторинг проводился два раза в год с каждым воспитанником школы – интерната. Результаты мониторинга позволяли выявить пробелы в воспитании не только каждого воспитанника школы - интерната в определенном направлении, но и в целом всего класса. Результаты отражены в диаграмме : Сравнительный анализ уровня владения информационным материалом по всем направлениям воспитательских занятий на конец 2011 - 2012 и 2012 -2013 учебных годов.
На что впоследствии, делался упор в подаче необходимых знаний и умений, хотя как я уже говорила, что корректировкой и перевоспитанием заниматься, не только сложно, но и трудно добиваться определенных успехов и результатов.
Работая в настоящее время воспитателем в ДОУ №11 «Светлячок», проблема социально – бытовой подготовки воспитанников к самостоятельности актуальна. Конечно, дети в детском саду не обделены любовью и заботой со стороны родителей. Но в силу своей занятости на работе, родители мало времени уделяют развитию своих малышей, считают главным – обуть, одеть, накормить ребенка. Зачастую наблюдается гиперопека родителей над детьми, что мешает детям проявлять самостоятельность и в дальнейшем приводит к безразличию детей к окружающей жизни. С введением ФГОС дошкольного образования и с целью изучения процесса достижения детьми старшего возраста результатов освоения образовательных областей и формирование у воспитанников ключевых компетенций мною был разработан мониторинг социализации для дошкольников старшего возраста. Мониторинг социализации разработан на основе программы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой «От рождения до школы», с учетом требований ФГОС дошкольного образования. Основные задачи, решаемые в ходе мониторинга социально – бытовой подготовки дошкольников старшего возраста сводятся к следующему:
получение объективного представления о состоянии качественных и количественных изменениях у дошкольников старшего возраста;
анализ и систематизация полученных сведений о состоянии и развитии дошкольников старшего возраста;
оптимизации работы с группой детей.
Принципы мониторинга :
Объективность информации: информация должна отражать реальное состояние дел.
Сопоставимость данных: сравнение корректно в случае изучения одного и того же объекта на основе одинаковых показателей.
Адекватность: соответствие используемых методов и средств сбора информации целям и задачам мониторинга.
Прогностичность: полученные данные должны позволять прогнозировать будущее состояние изучаемого объекта.
Оперативность сбора информации: информация должна быть своевременной.
Непрерывность: обязательность выполнения всех этапов проведения мониторинга.
Релевантность: соответствие используемых методов сбора информации целям мониторинга.
Разработанный мониторинг разнообразен по своей целевой установке, форме и заданиям, что позволит проанализировать степень овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом. Четкая инструкция к проведению и анализу заданий для детей старшей группы в доверительной, доброжелательной атмосфере поможет выявить уже имеющиеся у детей знания и наметить необходимые способы оказания помощи дошкольникам по каждому разделу, а также вносить коррективы в образовательный процесс. Мониторинг социально – бытовой подготовки воспитанников старшего дошкольного возраста включает в себя пять направлений с определенными тестовыми заданиями. Примером является тестовое задание по «Социально – коммуникативному развитию».
1. Кто я?
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Сколько тебе лет?
- Назови свой домашний адрес (город, улица, № дома, квартиры)
2. Я и другие:
- Назови имя и отчество мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Назови имя и фамилию своего (своей) друга (подруги).
3. Где работают твои родители?
4. Какие праздники ты знаешь? (8 Марта, Новый год, День защитника Отечества, День Победы)
5. Какие вежливые, «волшебные» слова ты знаешь? (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, приятного аппетита, спокойной ночи, извините, пожалуйста)
6. Как нужно вести себя за столом во время еды? Продолжи предложение.
- Не клади (….) на стол.
- Не) с полным ртом.
- Садись (…)
- После еды пользуйся ()
7. Какой свет светофора запрещает движение? (выбери нужный)
8. На какой свет светофора пешеход должен? (стоять, готовиться к движению, идти). Выбери нужный сигнал.
9. Как называется страна, в которой ты живешь?
10. Какие цвета на Российском флаге?
11. Что изображено на Российском гербе? (ласточка, дятел, орел, воробей)
12. В какой последовательности надо одеваться на прогулку зимой? Разложи картинки в порядке очередности. Сначала … (варежки, шапка, шарф, куртка, штаны, кофта, сапоги).
С открытием детского сада №11 «Светлячок» набор воспитанников составил 80% детей ранее не посещавших детский сад. Учитывая программные требования, дети данного возраста должны: владеть элементарными культурно – гигиеническими навыками,уметь быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, знать страну, в которой они живут и главный город столицу - нашей Родины, знать свою фамилию, имя и имена родителей, знать вежливые слова и т. д. Но результаты первоначального проведенного мониторинга показали следующее :
Дети не знают имен своих родителей, не говоря об их адресе и стране, в которой они живут. Часть детей впервые взяли в руки ножницы и кисти для рисования, никогда не учили детские стихотворения, не работали с пластилином, не умели правильно держать столовые приборы и карандаши. Мониторинговые исследования позволили судить о психофизических возможностях и качестве социально – бытовой подготовки старших дошкольников к самостоятельности. На основании полученных данных была разработана система работы с воспитанниками, с родителями, педагогами. Были проведены ряд занятий: «Приглашаем в гости Незнайку», «Помоги кукле одеться на улицу», «В гостях у Мойдодыра», «Моя дружная семья» и т. д. Подобрана картотека иллюстраций по различным направлениям: «Семья», «Профессии», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Полезное и вредное», «Правила дорожного движения», которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Систематически проводятся беседы с детьми о культуре поведения за столом, в обществе, умении общаться со сверстниками и взрослыми Дети моей группы любят треннинговые упражнения, обыгрывать различные жизненные ситуации. Например: «Если ты один дома?», «Если ты пришел в магазин?». Разработана картотека игр по развитию культурно – гигиенических навыков, ПДД, патриотическому воспитанию, здоровьесбережению. Для родителей создан уголок в котором регулярно размещается информация о необходимости формирования самостоятельности у детей, развития социально – бытовых навыков. Проводятся консультации для родителей на темы: «Как провести выходной день с детьми?», «Ребенок и книга», «Гиперактивный ребенок», «Вежливый ребенок», «Учим ребенка, общаться» и т. д. Проводятся совместные детско-родительские конкурсы рисунков, фотографий, поделок. Родители совместно с детьми вырабатывают навыки умения пользоваться ножницами, кистью, карандашами. Проведено анкетирование родителей о качестве предоставленных образовательных услуг «Знаете ли вы своего ребенка?» Родителями было предложено направление совместной работы для полноценного развития воспитанников. Надеюсь, что наши партнерские отношения с родителями помогут добиться желаемых результатов. В начале 2014-2015 учебного года был проведен мониторинг социализации дошкольников старшего возраста. Результаты мониторинга следующие : Сравнительные результаты мониторингов социализации (первоначального с началом 2014 – 2015 учебного года) проведенных в старшей группе «Капитошка».
Мониторинговые исследования показали положительную динамику социально-бытовой подготовки воспитанников. Работа в данном направлении будет вестись и в дальнейшем до тех пор, пока ребенок самостоятельно научится обслуживать себя, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, следовать социальным нормам поведения, налаживать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности и т. д. Результатом работы в данном направлении будет выпускник детского сада адаптированный к самостоятельности и социуму, с чувством воли, долга, обязательств.