Элла Серебрякова
Мониторинг в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое «мониторинг в детском саду»? Наверное, все педагоги дошкольного образования не раз задумывались над этим словом. Более понятно слово «педагогическая диагностика». Давайте разберемся. Понятие «мониторинг» относительно новое в системе дошкольного образования. Бабаева Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Михайлова З. А. (Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб., 2010.) определили образовательный мониторинг как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование развития.
Публикация «Мониторинг в детском саду,» размещена в разделах
Механизмами мониторинга являются :
1) условия, обеспечивающие качество педагогического процесса (кадры ДОУ, предметно-развивающая среда);
2) соответствующие диагностические методики;
3) методы, применение которых позволит получить необходимый объем информации в определенные сроки (низко формализованные, высоко формализованные).
В 2010 году вышли «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые чётко определили мониторинговые системы как её обязательный компонент. В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» говорится, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей». В Федеральных государственных требованиях указывается, что содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Это означает, что образовательные программы должны иметь свою разработанную комплексную систему мониторинга. И это очень важно. Образовательный процесс в ДОУ строится по 10 образовательным областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». И каждая образовательная программа определяет по всем образовательным областям свои задачи освоения детьми программы, знания, которые должен получить ребёнок, планируемые результаты и интегративные качества дошкольника. После выхода Примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования стала выходить и литература по мониторингу. С одной стороны – это облегчило работу педагогов, с другой – затруднило. Вышла масса методик диагностирования по каждой программе. Возьмите программу «Детство». Хорошая программа, современная, содержательная. Вышла книга «Мониторинг в детском саду» (авторы Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А.) к этой программе. Методики диагностирования расписаны по всем образовательным областям. Но их так много. И все их провести педагог не в состоянии. Встал вопрос в ДОУ о выборе определённых дигностических методик из «Мониторинга в детском саду», и создании диагностических карт. Нами разработаны диагностические карты по всем образовательным областям и по каждому возрасту.
Очень важно, педагогу, не просто провести диагностику, но и сделать выводы по ее результатам: что достигнуто детьми, чего нужно дос-тичь, какая работа поможет решить проблемы и поддержать достижения детей.
По окончании мониторинга очень важно собрать все результаты воедино, где можно проследить развитие не только одного ребёнка, но и всей группы в целом. Для этого нами были разработаны общие таблицы мониторинга по каждой возрастной группе.
Для старшего воспитателя очень важно иметь полную картину результатов мониторинга по детскому саду. И для этого была создана таблица общего мониторинга по детскому саду, что позволило проследить результаты освоения основной программы по каждой возрастной группе и в целом по детскому саду.