Елена Смирнова
Мониторинг качества управления
▼ Скачать
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ
Человек – это узел связи.
А. Экзюпери
Предлагая группы диагностических процедур, важно обратить внимание на необходимость реализации мониторингового подхода, позволяющего регистрировать изменения, происходящие в системе, как во времени, так и по содержанию. Мониторинг системы позволяет не просто регистрировать состояние ее на данный момент, но и дает материалы и основания для сравнения, для постоянного анализа и коррекции управленческих решений. Мониторинг качества управления – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным управленческим аспектам на различных уровнях, основными элементами которой является установление критериев, по которым можно судить о достижении целей; сбор данных и оценка конечных результатов, и результатов принятых мер.
Публикация «Мониторинг качества управления» размещена в разделах
Таким образом, мониторинг – это не только системная диагностика, но и выявление и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым – ситуация обычная, но не всегда учитываемая практическими работниками образования. Задача состоит именно в правильной оценке степени, направления и причин отклонений, вызываемых влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов, а также в регулировании этих воздействий.
Типы мониторинга
Мониторинговые процедуры можно разбить на два основных типа:
1. Статическая процедура позволяет одномоментно снять показатели по одному или нескольким направлениям деятельности образовательного учреждения, сравнить полученный результат с имеющимися нормативами и, определив отклонения, провести углубленный анализ, а затем, разработав веер возможных управленческих решений, принять к исполнению те из них, которые могут быть реализованы, исходя из имеющихся и реально возможных ресурсов.
Для осуществления мониторинговых процедур необходимо определить способы замера необходимой информации и критерии оценки.
2. Динамическая процедура. Мониторинговое отслеживание динамики изменений предполагает неоднократный замен одних и тех же или наряду с ними дополнительных характеристик в течение всего цикла деятельности.
Объективное отслеживание возможных изменений, сравнение их с эталоном, определение расхождений, проведение анализа и определение тенденций, разработка и реализация управленческих решений, анализ достигнутого, коррекция – таков возможный «шлейф» мониторинга (В. М. Лизинский).
В процессе образования воплощение основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание мониторинга. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре знаний, навыков, поведении, направленности личности, в системе ее отношений, к функциональным результатам – различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью педагогов. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной работы и ее желаемые результаты. Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любого плана или программы. Норма (нормирование) – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следуют содержательная оценка и коррекция. В управлении операцию соотнесения фактических результатов и заданных целей, стандартов, норм, эталонов называют проверкой. Интерпретация и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания, или просто оценка. Зафиксированный в баллах результат оценки называют отметкой.
Для обеспечения эффективности мониторинга в образовательном учреждении важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:
1) полнота,
2) релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными,
3) адекватность,
4) объективность,
5) точность,
6) своевременность,
7) доступность,
8) непрерывность,
9) структурированность,
10) специфичность для каждого уровня мониторинга.
Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга. Ими определяются и различные организационные формы мониторинга. В научной литературе по управлению, педагогике, психологии указывают множество разновидностей мониторинга, выделяемых по разным основаниям (С. Е. Шишов, В. Д. Кальней).
Виды мониторинга для ДОУ
1. По масштабу целей образования – стратегический, тактический, оперативный.
2. По этапам обучения – входной или отборочный, учебный или промежуточный, выходной или итоговый.
3. По временной зависимости – ретроспективный, предупредительный или опережающий, текущий.
4. По частоте процедур – разовый, периодический, систематический.
5. По охвату объекта наблюдения – локальный, выборочный, сплошной.
6. По организационным формам – индивидуальный, групповой, фронтальный.
7. По формам объект-субъектных отношений – внешний или социальный, взаимоконтроль, самоанализ.
8. По используемому инструментарию – стандартизированный, нестандартизованный, матричный и др.
Методика педагогического мониторинга
При разработке методики мониторинга следует исходить из того, что всякая оценка имеет три основания: 1) чувства; 2) норма; 3) оценка через третье лицо. Чувства оцениваются через психическое, эмоциональное состояние участников педагогического процесса. (Отношения с коллегами, детьми, родителями, руководителями школы или ДОУ.)
Именно оценка чувства позволит выявить социально-психологический климат в коллективе, а это – важнейшее условие успешного осуществления педагогического процесса. В качестве нормы оценивают такие конечные результаты, как: здоровье, обученность, готовность к продолжению образования, воспитанность. Основой нормы для оценки обученности выступают уровень обязательной образовательной подготовки (образовательный стандарт, а также достижения каждым дошкольником его индивидуальных целей. Кроме этого, в качестве нормы рекомендуется использовать такой комплексный показатель, как время, ибо увеличение или снижение перегрузки детей и педагогов, как барометр, показывает уровень успешности реализации программы. Оценка через третье лицо проводится путем оценивания одного и того же педагогического явления разными участниками педагогического процесса. Такой подход позволяет выявить позиции разных сторон, противоречия между ними и объективнее оценить ситуацию в ДОУ. В качестве основного критерия успешности реализации образовательной программы принята реализация каждым учеником права на получение образования, соответствующего его склонностям, интересам, возможностям. Основным показателем реализации этого критерия выступает баланс интересов всех участников педагогического процесса, реализация каждым из них своих целей, целей ДОУ, удовлетворенность их достижением.
Исходя из общих положений, раскроем методику мониторинга каждого участника педагогического процесса.
1. Изменение комфортности дошкольной жизни ребенка, удовлетворение его духовных запросов и ожиданий.
1.1 Изучение психического и психологического состояния дошкольника, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношений с педагогами, товарищами, родителями.
Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, медико-пси-хологическое обследование.
1.2 Увеличение или снижение перегрузки.
Методы: хронометрирование, анкетирование, беседы, наблюдения, изучение дошкольной документации, детских работ.
1.3 Изменение в конечных результатах обученности, воспитанности, готовности к продолжению образования.
Методы: беседы, контрольные срезы, тесты, наблюдения, анкетирование.
1.4 Изучение состояния здоровья дошкольников.
Методы: медицинское обследование, наблюдения, самооценка детей, опрос родителей.
2. Изменение комфортности в деятельности педагога, удовлетворение его духовных запросов и достижение успеха.
2.1 Изучение психического и психологического состояния воспитателя, его отношения к делу, инновациям, отношений с коллегами, учениками, родителями.
Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, медико-пси-хологические обследования.
2.2 Увеличение или снижение перегрузки, бюджета рабочего и свободного времени педагога.
Методы: самохронометрирование рабочей недели, анкетирование, беседы, наблюдения.
2.3 Оценка педагогом результатов своего труда, роли реализуемой образовательной программы, удовлетворенность этими результатами, своими успехами, комфортностью условий в ДОУ, уровнем своего профессионализма.
Методы: анкетирование, беседы, посещение учебных занятий, изучение результатов творческой деятельности педагога.
3. Изменение отношений родителей ДОУ, их оценка удовлетворенности своих детей образовательными возможностями ДОУ, настроением, состояния здоровья и др.
Методы: анкетирование, собеседование.
4. Изменение управленческой деятельности руководителей, удовлетворенность их своим трудом.
4.1 Самооценка и оценка коллективом стиля управленческой деятельности, соответствия его тем условиям и ситуации, в которых реализуется образовательная программа.
4.2 Самооценка эффективности управленческой деятельности:
4.2.1 Оценка обоснованности постановки целей и задач образовательной программы, учет особенностей своей программы ДОУ, способности ее к развитию.
4.2.2 Оценка уровня достижения целей и задач образовательной программы.
4.2.3 Эффективность использования ресурсов: творческого потенциала педагогов, организации их труда, рациональное использование материальной, научно-методической базы.
4.2.4 Анализ роли каждой функции управления в достижении целей и задач образовательной программы.
Предлагаемая методика мониторинга носит комплексный характер и поэтому дает возможность в целом оценить влияние всех изменений, которые происходят в образовательном учреждении.
Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, он, представляя собой определенную систему деятельности, должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга с учетом особенностей конкретной педагогической ситуации.
Несмотря на рассмотрение мониторинга в качестве относительно самостоятельной функции управления, в реальном педагогическом процессе он теснейшим образом связан со всеми функциями и стадиями управления.
Органическая связь мониторинга с другими функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, т. е. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.