Наталья Мамаева
Консультация «Мой ребенок нелюдим»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы рождаемся слабыми, - нам нужна сила;
мы рождаемся беспомощными, - нам нужна помощь;
мы рождаемся бессмысленными, - нам нужен рассудок.
Все, чего мы не имеем при рождении
и без чего не можем обойтись,
ставши взрослыми, дано нам воспитанием».
Жан Жак Руссо
На детской площадке, в группе детского сада. Как правило выделяется ребенок, который играет сам по себе, других детей не замечает. Они ему не интересны Многие родители в этом случае думают6 №мой ребенок просто самодостаточная личность, он намного опережает сверстников в развитии, с детьми ему скучно, вот он и играет в одиночку». Это распространенное заблуждение. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписанными законами и правилами. Он не умеет «говорить» на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок, не удовлетворяющий свою потребность в общении, может стать агрессивным, демонстративным или наоборот замкнуться, уйти в себя. О замкнутых детях и пойдет речь.
Публикация «Консультация „Мой ребенок нелюдим“» размещена в разделах
Если с раннего детства ребенка Вы начали замечать проявления у него излишнего беспокойства, плаксивости, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими- либо изменениями в жизни (поход в зоопарк, поездка в гость и т. п.). Ваш малыш испытывает страх перед другими взрослыми людьми и сверстниками? Скованность в новых ситуациях? Тогда мы имеем дело с детской замкнутостью.
Что же влияет на формирование замкнутости? Факторами. Влияющими на поведение ребенка, являются природные особенности (тип темперамента). Социальные факторы 9влияние окружающих – сверстников, воспитателя, влияние семьи). С природными особенностями не поспоришь, а вот влияние окружающих можно изменить
Родители порой и не догадываются, что они сами являются причиной «нелюдимости» их чада.
Случай из практики6 четырехлетняя Леночка развита не по годам: знае много стихов. Буквы освоили еще в 2 года, ее рассуждения зачастую можно принять за рассуждения взрослого человека, дома танцует, пользуется планшетом, любимица и солнышко для всей семьи. Вот только не может Леночка общаться со взрослыми и детьми: плачет навзрыд или попросту не отвечает на обращенную к ней речь. Не смотрит в глаза.
В чем причина такого странного поведения? Родители и бабушка недоумевают, как же такое могло произойти с их девочкой? И вроде бы все делают родные, чтобы росла Леночка в здоровой и доброжелательной атмосфере. Развивают ее модными новыми методиками, воспитание в семье гармонично, всегда учитываются права и мнение ребенка. Вот только в процессе консультационной беседы выясняется интересный факт: Лениным воспитанием в основном занимается бабушка. Родители в воспитании принимают минимальное участие. «Котенок. Заинька, не плач».- говорит бабушка внученьке,- «здесь нечего бояться». У Лены проблемы со здоровьем, по этой причине педиатр отговорил отдавать девочку детский сад, вот и сидит с внучкой бабушка, уделяя ей все свое внимание. Целый день посвящается только Леночке, у бабушки нет ни минуты свободного времени, даже чтобы приготовить обед, ведь Леночке необходимо внимание, кто же будет с ней играть, заниматься? А, если оставить ее одну, то она может обидеться, губки надуть. Причем Леночка называет бабушку по имени, и, видимо, воспринимает ее только как подружку.
В данной ситуации проблемы Леночки очевидны: она не общается с другими людьми и даже не испытывает в этом потребности из-за нарушения воспитания, которое в психологической науке именуется. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу кумира семьи, когда в семье наблюдается безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ним, требование. Запреты, контроль и санкции отсутствуют. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи. В нашем случае бабушка пожертвовала своим женским счастьем, профессиональной карьерой ради внучки. Лена не испытывает потребности в общении со сверстниками, так как родителей, подружку заменила ей бабушка. Зачем стремиться к общению со сверстниками, когда и с бабушкой можно обо всем на свете поболтать, поиграть, провести время?
Совет: в определенный момент времени родители (другие близкие родственники) должны вспомнить о том, что ребёнок – любимый член семьи, маленький человек, нуждающийся в любви, заботе, ласке, отнюдь не кумир семьи и не божество, которому следует бездумно поклоняться. Нельзя возносить ребенка до небес. Стараться уберечь его от всех опасностей и горестей жизни, иначе он ничему не сможет научиться, не сможет приспособиться к нашей суровой действительности. И не только приспособиться, а элементарно научиться общаться и взаимодействовать с людьми.
Другая крайность воспитания – гипопротекция (недостаток заботы, опеки, контроля, интереса к ребенку, удовлетворение его потребностей). В такой семье нет сотрудничества, активных содержательных форм общения, подлинной заинтересованности и заботы в ребенке. Не трудно догадаться, какие проблемы могут быть у ребенка, выросшего в такой семье. Это и агрессия, и замкнутость, в подростковом возрасте – побеги из дома, воровство, наркомания. И этот перечень проблем можно перечислять долго.
Совет: родители, знайте – в счастливой, доброй семье вырастут счастливые и добрые дети! Пусть весь мир рушиться под вашими ногами, помните, рядом с вами живет маленький человечек, который нуждается в вас больше, чем кто-либо. Вы дали ему жизнь и несете ответственность за благополучие вашего чада. Не губите маленькую личность своим безразличием! Вы родитель, не забывайте об этом.
Советы родителям замкнутого ребенка
- Пересмотрите свою воспитательную систему и тактику. Возможно, вы слишком требуете от ребенка, не представляете ему необходимой свободы или наоборот, мало уделяете внимания, предоставляя его самому себе? Признание прав ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрение его автономии, признание самоценности личности ребенка, взаимное уважение и равноправие, позволяет вашему малышу вырасти достойным человеком, реально оценивающим свои силы и возможности, самодостаточной, целеустремленной личностью.
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового интересного узнали, какое удовольствие получили общаясь с тем или иным человеком.
- Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека. Разговаривайте в присутствии малыша с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Поэтому при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.
- Старайтесь не делать за ребенка то, что он может сделать сам, и не пытайтесь общаться за ребенка.
- Введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребенка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребенок отказывается от общения.
- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (например, «сегодня у тебя получилось что-то гораздо лучше, чем вчера»).
- Если вы заметили, что не смотря на все ваши усилия ребенок становиться еще более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу.