Татьяна Башинская
Модуль «Картошка — наша гордость»
▼ Скачать
Модуль «Картошка- наша гордость»
Интегративные задачи:
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗАДАЧИ:
«Познание» развивать познавательную активность и любознательность детей; закреплять и расширять представления детей о способах выращивания, хранения и использования картофеля.
«Коммуникация» расширять и активизировать словарный запас детей, способствовать развитию связной речи.
«Социализация» обеспечивать опыт создания общего продукта всей группой, познакомить с профессией растениевод;
Публикация «Модуль „Картошка — наша гордость“» размещена в разделах
«Труд» формировать уважительное отношение к сельскохозяйственному труду, учить выполнять простые поручения и добиваться результата.
«Физическая культура «Безопасность» обеспечить безопасность жизнедеятельности детей, развивать потребность в самостоятельной двигательной активности;
«Здоровье» совершенствовать культурно – гигиенические навыки
«Чтение художественной литературы» формировать интерес к книге, учить вести беседы о прочитанном;
«Музыка» использование музыкальных произведений для создания интереса к данной проблеме.
План работы по модулю
«Картошка- наша гордость»
«Опыты и эксперименты с картофелем»
Цель: Познакомить с трудом картофелеводов. Формировать уважительное отношение к сельскохозяйственному труду. Развивать мышление, познавательный интерес, творческие способности, речь.
1 этап
Экскурсия в картофелехранилище (первая неделя марта)
Цель: Показать способ промышленного хранения картофеля в контейнерах
Вентилирование и охлаждение, поддерживание температурного режима.
В ходе экскурсии дети знакомятся с работой агронома, наблюдают за приборами, установленными в хранилище.
Исследовательская деятельность
«Проращивание картофеля в различных условиях»
Цель: показать зависимость проращивания клубней картофеля от света и температуры.
Материал и оборудование: Три клубня картофеля, три стеклянные банки, пульверизатор.
Проведение опыта
Одну банку с клубнем поставить в темное место;
Другую банку с клубнем- в холодное слабоосвещенное место; третью банку с клубнем- на светлый подоконник. Каждый клубень опрыскивают из пульверизатора два-три раза в день.
В течении недели дети проводят наблюдения, делают зарисовки.
Выводы:
У клубня в банке, стоявшей в холодном слабоосвещенном месте, ростки тонкие и бледные, почти бесцветные.
У клубня в банке, стоявшей в холодном слабоосвещенном месте, ростков нет.
У клубня в банке, стоявшей на подоконнике, ростки крепкие, темно- зеленого цвета. Клубень тоже позеленел.
Значит, для успешного развития картофеля необходимы свет, тепло, и влага.
3 этап
Практическая работа в огороде (август- сентябрь)
2 этап
Экскурсия в поле «Посадка картофеля картофелесажалкой»
Цель: Показать детям способ посадки картофеля в гребни. Объяснить, что при таком способе клубень лучше прогревается со всех сторон и быстрее прорастает.
Занятие «Высадка рассады в открытый грунт»
(конец первой декады мая)
Практическая работа в огороде
Огород разбит на делянки: первая делянка картофель мелкий.
Вторая делянка- картофель посажен в лунки крупный.
Третья делянка- картофель посажен в гребни (пять рядов гребней сделано взрослыми с помощью тяпок и лопат)
В течении двух месяцев дети ведут календарь наблюдения, отмечая фазы роста и развития растений на всех делянках, ухаживают за картофелем, пропалывают и окучивают.
Выводы:
Картофель посаженный с пророщенными отростками дал урожай в июле, так как при посадке на картофеле при посадке были клубеньки. Картофель посаженный мелкий дал ростки через 18 дней, а посаженный в гребни и крупный дал ростки через 11 дней.
После уборки урожая в июле посадить картофель посадить еще и проследить будет ли еще урожай.
Занятие «Здравствуй, милая картошка!»
(вторая неделя марта)
Практическая работа в групповой комнате (в течении 1- 1, 5 месяцев)
Первые две недели дети ведут ежедневные наблюдения за клубнями, помещенные в полиэтиленовые пакеты; увлажняют их, переворачивают, следят за появлениями ростков.
По мере появления ростков (в течении трех- четырех недель) клубни засыпают землей и делают в пакете отверстие для стока воды. Смачивание земли (полив) производят до первой декады мая.
Вывод: Если правильно ухаживать за клубнями, то на корнях по истечении месяца появляются клубеньки.
Цель: Познакомить детей с историей происхождения картофеля, его появления на Руси. Расширять представления о значении этого овоща в жизни человека. Познакомить с различными способами выращивания картофеля. Развивать познавательный интерес. Активизировать словарь (клубень, росток, глазки, рассада)
Материал и оборудование. Глобус. Поднос, пульверизатор, полиэтиленовый пакет, банка с землей, стека, салфетка, клубень картофеля. Часть клубня с глазком, набор карточек стадий развития картофеля. Нож. Слабый раствор марганцовки.
Ход занятия
Нам всем известна вкусная, рассыпчатая печеная картошка. Как вы думаете наш народ всегда ел картошку? Оказывается,было время когда на Руси не знали этого овоща. Хотите узнать, откуда взялась картошка?
Это растение из Южной Америки. (показывает на глобусе) Испанские мореплаватели почти 400 лет назад привезли несколько клубней в Европу. Но европейцы не сразу стали употреблять картофель в пищу. Не пришелся он им по вкусу, их привлекли цветки этого растения; знатные дамы украшали ими платья и шляпы. Клубни картофеля в те времена были невелики. Они мельчали, потому что их сажали часто. Около 300 лет назад царь Петр привез клубни картофеля из Европы в Россию. Но крестьяне их не сажали,даже бунтовали. Теперь же мы не представляем себе жизни без картошки, называем ее вторым хлебом. В ней есть витамины, необходимые для человека.
Какие блюда из картофеля вы знаете?
Издавна известны и целебные свойства картофеля. Вас лечили когда-нибудь картофелем? Кашицу из сырого, тертого картофеля прикладывают к месту ожога. При простуде рекомендуют вдыхать горячий пар от сваренного картофеля. А если болит желудок,пьют картофельный сок.
Сажают ваши родители картофель? Как они это делают?
Разминка «Сажаем картофель»
Под музыку ритмичную дети выполняют движения, имитирующие посадку картофеля.
Сегодня рассмотрим еще один способ посадки картофеля- глазками. (Показывает как вырезать глазки).Из одного клубня можно таким образом несколько растений. Это делают в тех случаях, когда картошки для посадки мало.
Сегодня мы будем размножать картофель красного цвета сорта «Санте». Я подготовила банки с почвой и кусочки картофеля с глазками. Возьмите по одному глазку и с помощью стеки сделайте ямку в почве.
Картофель часто болеет. Чтобы этого не произошло. Подержим несколько минут глазки в слабом растворе марганцовке.
(дети выполняют задание. Затем опускают глазки в лунки, затем засыпают их землей и опрыскивают из пульверизаторов. Ставят на подносы и выставляют на подоконник.
Высаживать в землю можно и клубни с ростками. Отгадайте загадку
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали
А когда копать пошли
Сразу десять вдруг нашли
(картофель)
Что вы узнали о картошке из этой загадки? (кладем в землю один клубень, а выкапываем много)
Высаживаем клубни в землю в конце мая- начале июня, выращиваем 90-100 дней, урожай собирают осенью в сентябре.
Сейчас мы составим план роста картофеля, опираясь на картинки.
Дети раскладывают по порядку карточки со схематичным изображением стадий развития картофеля
Что мы узнали на занятии. Чему научились.
Занятие «Как картошка выросла»
Цель: выявить знания детей о том, как выращивают картофель их родители. Закрепить представление о росте и размножении картофеля клубневым способом.
Ход занятия
Воспитатель. Отгадайте загадку.
И зелен и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом….
(картошка)
Вы любите есть картошку? (ответы детей) Где вы ее берете? (в подвале). А как она оказалась в подвале? (картошку посадили в землю, а когда она выросла, выкопали) Вы знаете, как сажают картофель ваши родители на своем огороде? (ответы детей)
Весной вскапывают огород, удобряют землю перегноем. В середине мая вся семья выходит на работу. Папа выкапывает ямки-лунки, мама кидает в каждую лунку одну картофелину, пап закапывает ее. Им помогают дети. Затем все лето огород обрабатывают: пропалывают сорняки, окучивают кусты картофеля, чтобы клубни не оказались на поверхности земли. Наступает осень. Семья собирает урожай: картофель выкапывают, сортируют на семена, для еды, на корм скоту и закладывают в подвал.
Разминка. Дети выполняют движения, имитирующие процесс выращивания картофеля.
Воспитатель.
Землю мы копаем,
Взрослым помогаем.
Вот настало время –
Бросим в лунку семя.
Пусть ботва растет, растет, заполняя огород.
Семя разрастается,
В клубни превращается
Работа с серией картинок.
Воспитатель. Сейчас посмотрим, как рос картофель. Вначале был…. (Один клубень) Что с ним сделали? (Закопали в землю) Что произошло дальше? (Из земли появился росток.)
Сейчас посмотрим как рос картофель. Вначале был один клубень. Что с ним сделали (закопали в землю). Что произошло дальше? (из земли появился росток) Что надо делать чтобы росток стал еще больше? (прополоть. Разрыхлить землю) Что надо сделать чтобы клубни, которые растут в земле, не оказались на поверхности? (окучить картофель). Затем на картофеле появились (цветы сиреневого или белого цвета).
А в земле в это время каждый клубень дал много ростков, и на них выросли новые клубни. Которые все увеличивались и наливались. Посмотрите на том месте,где были цветы появились зеленые шарики. Посмотрим,что дальше происходит с картофельным кустом. Он постепенно меняет цвет: из темно-зеленого становится серым и затем засыхает. Наступает время уборки урожая. Когда урожай собран, люди радуются и устраивают праздник.
Подвижная игра «Огородник»
Дети становятся в круг, в центре которого- огородник с завязанными глазами и палкой в руке. Дети идут по кругу, приговаривая:
-Ах. Картошка, ты, картошка
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме, Будешь сытым круглый год.
Огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?»- «Огородник»- «Зачем пришел?»- «За картошкой».
Затем каждый ребенок называет себя каким- нибудь овощем: редька, лук, морковью и т. д. Огородник идет по кругу, отыскивая того, кто назвался картошкой. Если он угадал «картошка» убегает от него, а огородник сняв повязку догоняет.
А сейчас я вас угощу вкусным блюдом. А что это угадайте сами. Раздает детям палочки с запеченным картофелем.
Досуг «Ах, картошка, ты, картошка!»
Дети- поварята: Друзья, всех приглашаем в зал!
Сюрприз вас ждет: сейчас
Мы чудо- пищей непростой
Накормим вкусно вас.
Исполняется танец поварят. После танца все садятся за стол и пробуют угощение: на каждой тарелке- жаренный картофель, вареник с картошкой, кусок картофельной запеканки.
Дети, вы знаете, из чего приготовлены блюда, которые вы пробовали? Какие еще блюда можно приготовить из картофеля?
Весной, когда природа еще не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека все лето будут ухаживать за кустиком: рыхлить землю, окучивать его, пропалывать сорную траву и поливать. Дождик тоже будет помогать картошке расти.
Ребенок: Дождик, лей, лей, лей
Крупных капель не жалей!
Помоги немножко
Вырастить картошку.
Дети исполняют на металлофоне импровизацию «Дождик»
А ведь не всегда выращивали картофель для еды. Давным- давно, во времена царствования Петра 1. благородные дамы использовали цветки картофеля в качестве украшения. Позже люди так полюбили картофель, что стали называть его вторым хлебом и даже сочинять песни о ней.
Песня «Антошка- Антошка»
Ребенок: О картошке мы не только
Песен много знаем
Любим мы играть с картошкой
Давайте поиграем!
Игры- аттракционы «Возьмем ложку- понесем картошку»
«Сумку возьми. Глаза закрой, Вот картошка- собирай- не стой!»
Дети вы теперь знаете. Как много внимания человек уделяет картошке : растит ее, заготавливает для еды, пишет о ней стихи и песни.
(Звучит аудио запись белорусской народной песни «Бульба»)
Дети исполняют импровизированный танец.
Какие загадки, пословицы, поговорки, вы знаете о картофеле?
Прлетело время незаметно
О картошке мы еще не все сказали
Но оней мы непременно поговорим
Когда встретимся снова в этом зале.
А на память, вам, друзья, об этой встрече
Вот пирог картофельный на вечер
Не стесняйтесь, угощайтесь!
Модуль разработан и проведен в 2010-2011 учебном году