Ирина Полянская
Мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
"Мини-музей "Русская изба"
Мини-музей в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна.
Детство ребенка постоянно окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает, а котик ухватом лисицу прогоняет. Рассмотреть картинки или увидеть воочию и потрогать руками – огромная разница. И это только одна из причин, по которой был создан и постоянно пополняется мини-музей «Русская изба».
Публикация «Мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Темочки
Задачи:
• сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
• расширить представления о содержании музейной культуры;
• создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
• формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности;
• познакомить дошкольников с историей родной страны, своего края, русскими традициями и промыслами;
• развивать чувство гордости за достижения своей страны.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли педагога дополнительного образования;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Этапы создания мини-музея «Русская изба»
В процессе создания музея сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, и в роли музееведов, и в роли хозяев избы. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей. На мини-музей мы оформили паспорт, составили список экспонатов музея, ведется работа над созданием полной картотеки экспонатов.
Мы накопили определенный опыт музейно-образовательной работы. Он показывает, что создание музея способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. Многие родители поддержали наше начинание и до сих пор помогают в приобретении различных предметов-экспонатов. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Так по крупицам стали появляться экспонаты в музее.
Маленькие дети приходят в этот уютный уголок, чтобы послушать рассказываемую и обыгрываемую воспитателем сказку, потрогать кукол: тряпичных, из папье-маше, обрядовых.
Работа в музее и с музейными экспонатами проводится педагогом дополнительного образования, воспитателями в познавательном, художественно-эстетическом развитие, по восприятию художественной литературы и фольклора, традиционных праздниках, таких как «Святки», «Масленица», в русских подвижных играх.
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
В переднем «красном» углу музея расположена печь с дровами, чугунком и утюгом. На печи стоят горшки разных размеров и берестяной туесок. Рядом стол с самоваром и баранками, чашками для чая. Над столом полка с расшитым полотенцем и деревянной утварью.
В горнице находится расписной сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. На сундуке сидит домовенок Кузя.
Рядом стоит люлька, постельное белье украшено ручной вышивкой и кружевом.
Деревянная подставка для цветка отделяет рабочую зону с прялкой.
На стене висят часы с кукушкой, полки с глиняной посудой и деревянными изделиями с росписью под хохлому, вышитые салфетки и полотенца. На полу домотканые половики.
Завершает знакомство с мини-музеем имитированный деревенский дворик с колодцем и меняющимися персонажами в ходе экскурсий, посиделок и праздников.
Ах, как же интересно детям заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальной яйцо.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.
Не секрет, что мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве.