Виктория Ткачева
Опыт работы «Методы изучения английского языка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методы изучения английского языка
в ДОУ (из опыта работы)
Подготовила: Ткачева Виктория Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Солнышко»
В мире насчитывается около 6 тысяч языков. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.
Публикация «Опыт работы „Методы изучения английского языка в ДОУ“» размещена в разделах
Следовательно, подтверждается важность овладения иностранным языком для решения перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Число людей, изучающих английский язык, стремительно растет. Возрастной порог изучения английского языка снизился до дошкольного возраста. Сейчас все чаще стали задумываться о том, что раннее изучение иностранного языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышает продуктивность его мышления. Дает возможность гибкого перехода к углубленному изучению английского языка в школе, позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.
Если рассматривать задачи современного образования в целом, то можно отметить, что в последнее время приоритеты сместились с аспекта формирования навыков, умений и усвоения знаний на приобретение различных компетенций: социальных, социокультурных, коммуникативных и т. д. Конечно, в дошкольном возрасте формировать компетенции ещё рано, однако основы для них нужно закладывать именно на этом этапе. Поэтому воспитание дошкольника, обладающего такими чертами, как социальная уверенность, терпимость к представителям других культур, общительность, имеющего достаточно широкий круг представлений, позволяющих ему ориентироваться в межкультурном пространстве, является актуальной проблемой.
Конкретный вклад в формирование такой личности вносит и обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является уникальным для овладения иностранным языком. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. У дошкольников хорошо развита долговременная память, то есть способность надолго запоминать то, что делалось, а главное, говорилось на уроке, а также оперативная память, необходимая для запоминания временной информации. Таким образом, дошкольники способны запоминать целые блоки слов и грамматических конструкций. Иностранный язык рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей, осознания собственного Я и самовыражения, социального развития. Обучение иностранному языку способствует развитию коммуникативной функции, развитию памяти, творческого воображения, мышления, расширению кругозора.
Как известно, родители всегда стремились и стремятся обеспечить своим детям разностороннее воспитание и обучение. Именно поэтому на базе нашего детского сада, функционируют кружки дополнительного образования. Один из них – это “Веселый английский”. Родители желают, чтобы их дети изучали этот язык, поскольку он является наиболее популярным, распространенным и используется в самых разных сферах. Кроме того, он нравится и детям. Озорство английских дразнилок, потешек, считалок, живая палитра специфических английских звукосочетаний и звукоподражаний – все это не может оставить равнодушным дошкольников.
Занятия нашего кружка ведутся с детьми подготовительной группы один раз в неделю. Составлен план работы кружка, рассчитанный на 30 занятий на учебный год. При планировании использовались следующие методические пособия : “Английский для малышей” авторы Шишкова И. А. и Вербовская М. Е., “Английский язык и дошкольник” автор М. В. Штайнепрайс и “105 занятий по английскому языку для дошкольников” автор И. В. Вронская.
В планировании занятий кружка включены такие темы как: “Приветствие”, “Знакомство”, “Игрушки”, “Цвета”, “Счет”, “Домашние и дикие животные”, “Семья”, “Это я”, «Овощи и фрукты», “Алфавит”.
При организации процесса обучения дошкольников английскому языку ставятся такие цели :
- развитие произвольных и непроизвольных памяти, внимания, мышления и воображения;
- расширение кругозора детей;
- создание условий для развития способности малышей решать коммуникативные задачи на иностранном языке в рамках конкретной тематики;
- развитие мотивации к творчеству и познанию;
- воспитание личности, заинтересованной в изучении иностранных языков и образа жизни людей за границей;
- воспитание уважительного отношения к другим народам.
Реализовать эти цели помогает решение следующих задач:
- обогащение словарного запаса по темам;
- обучение выстраивать грамотные монологические и диалогические высказывания;
- формирование основ правильного английского звукопроизношения и интонирования;
- развитие фонематического слуха;
- стимулирование способности к догадке;
- воспитание заинтересованного отношения к традициям и обычаям других стран.
Традиционно на занятиях в детском саду используются 4 метода работы, реализуемые через определённые приёмы.
Метод игры – это, когда обучающая деятельность с детьми дошкольного возраста организуется в игровой форме. Это определяется не только использованием на занятии персонажей-игрушек — «помощников воспитателя», но и собственно игровой деятельностью: обучающими, подвижными и театрализованными играми.
Обучающие игры позволяют организовать процесс познания у детей: они узнают что-то новое, обсуждают, а уже затем пытаются связать с тем материалом, который изучался ранее.
Но любой вид познавательной активности требует смены интеллектуальной направленности на подвижную. В этом нам помогают подвижные игры.
Наиболее продуктивным методом практики диалоговой речи является вовлечение детей в театрализованные игры. Для занятий по иностранному языку наиболее подходящими видами игр будут сюжетно-ролевые и имитации.
В обучении английскому языку мы опираемся на технологию прямого обучения. Это означает, что дети получают представление об объекте, названном словом, не при помощи перевода, а благодаря тому, что малыш может соотнести слово иностранного языка с закреплённым в сознании образом, то есть путём наглядной семантизации. Наглядность призвана расширить комплекс этих самых образов с помощью:
- картинок (например, изучая животных, мы много раз перекладываем картинки, запоминая, какие слова, какого зверя называют);
- введения в работу персонажа-игрушки, который представляет детям материал занятия;
- демонстрации (к примеру педагог расширяет суть лексического материала за счёт прилагательных, выражающих эмоциональные состояния — грустный, весёлый, задумчивый и пр.);
- показа (тема освещается в виде видеороликов, которые дети смотрят, а затем обсуждают);
- предметно-развивающей среды (важным элементом которой является уголок английского языка).
Легче и быстрее запоминать слова помогают детям практические методы. Это:
- рисунки, раскраски;
- аппликации и поделки (которые обычно используются для обобщения изученного материала).
Важную роль в освоении иностранного языка играет словесный метод. Например, стихотворения и песни позволяют решать не только практические задачи обучения, но и воздействовать на эмоциональную сферу детей через хоровое повторение, приучая их работать вместе. Кроме того, рифмовки привлекают внимание малышей и являются удачным способом мотивировать детей на работу, а также повторять изученный лексический материал.
Одним из способов запоминания иностранных слов является разучивание рифмовок на родном языке с добавлением английских слов по русской рифме:
Вот и winter наступила,
Белым snow всё покрыла.
Хорошо на skates кататься
И на sledge с горы помчатся.
Такой прием, как скороговорки используется для закрепления произношения. Для дошкольников скороговорки рекомендуется выбирать не только по качеству отрабатываемого звукового материала, но и по содержанию — шуточные фразы запоминаются быстрее. Например, для отработки свистящего звука [ s ] малыши легко запомнят такую скороговорку: I scream, you scream, we all scream for ice cream.
Испытанный временем мотивационный приём, загадки, помогает повторить изученный ранее языковой материал в основном лексического характера, то есть слова. Однако загадки можно использовать и для повторения изученных слов по теме, то есть на итоговом занятии или на этапе закрепления материала. К примеру, тему «Животные:
- I am green, I always jump. (A frog).
- I am grey, black, white, I am furry, I live with people. (A cat).
- I am big or small and I am the best friend for all of you. (A dog).
Ещё один прием, который я использую в своей работе с детьми – это сказкотерапия. Поскольку дети владеют языком ещё не на достаточном уровне для понимания цельных текстов сказок на английском, в своей работе я практикую сказки на русском языке с английскими словами и фразами.
На ряду с традиционными методами, я также использую метод Сторителлинга. Это самый эффективный, на мой взгляд, метод изучения языка при помощи небольших рассказов на различные темы. При помощи сторителлинга дети с легкостью могут отработать грамматические структуры, лексику, развить воображение, а также говорение.
Наши истории это всегда живые и интересные повествования, которые так или иначе, легко соединить с личным опытом детей. Благодаря сторителлингу у детей формулируются определенные психологические связи, а именно: между эмоциями, полученными после рассказа и необходимым материалом для урока (лексикой, грамматикой, вследствие чего – материал запоминается намного быстрее и лучше.
Методика проработки сюжета историй заключается в:
- актуализации в речи знакомых слов;
- отработке слов и конструкций;
- прослушивании сочетаний слов с переводом;
- однословных ответах на вопросы;
- составлении «карты» истории «что сначала, что потом»;
- описании картинок;
- создании своего окончания истории с рисованными иллюстрациями.
Если вы преподаватель английского языка, то будьте уверены, что с помощью метода сторителлинга ваши занятия станут намного эффективнее и интереснее.