Светлана Макарова
Методика освоения фольклорного материала детьми. Опыт работы
▼ Скачать
Я работаю по программе Л. Л. Куприяновой «Русский фольклор». Программа предполагает свободу в выборе репертуара, методов и приемов. Содержание занятий зависит от особенностей детей, технического наполнения и собственно творческого пути педагога, который достигает поставленных целей.
Программа построена на:
1. Доступности: соответствие фольклорного материала возрастным особенностям ребенка.
2. Гармонизации личности: необходимо ориентироваться на самостоятельность личности.
3. Гуманизации: создание благоприятных условий для воспитания и обучения.
Публикация «Методика освоения фольклорного материала детьми, Опыт работы» размещена в разделах
4. Концентризме: освоения материала происходит «по спирали», материал повторяется с боле глубоким и интенсивным их освещением.
5. Комплексности, системности, последовательности: тесная взаимосвязь обучающей деятельности со всеми сторонами воспитательной работы при опоре на взаимосвязь новых знаний и ранее усвоенных.
6. Сознательности: заинтересованное усвоение детьми необходимых знаний и умений.
7. Наглядности: опора на наглядно-образную и моторную память детей.
8. Взаимодействии: между ребенком и взрослым на занятиях, между детьми в творческой деятельности.
Прежде всего следует учитывать психологические особенности, соответствующие возрасту ребенка, образность мышления и интерес к игровой деятельности, к подражанию. На занятиях необходимо создать атмосферу радости, любви, умиротворения, ребенку должно быть спокойно и комфортно при освоении фольклорного материала. Начать следует с небольшой «разминки»: «Я - имя, фамилия», когда ребенок называет себя связанно, внятно, активно, с утвердительной интонацией. Все остальные повторяют в том же метроритме, но с удивленной интонацией. Детям очень нравится упражнение «каша-малаша», когда с утвердительной интонацией все одновременно называют своё имя и фамилию, однако применять его нужно, когда дети усвоили индивидуальное протягивание гласных. Следует также в начале занятия пропевать звуки в унисон «зо» (соль, «ви» (ми) с ручным показом. При этом подключается «моторная память, возникает ассоциативный ряд», активизируется внимание и повышается точность интонирования. Я так же ввожу попевку «клубочки», «ниточки», когда на звуки «зо», «ви», «лё» дети сматывают воображаемые клубочки, обрезая ниточку воображаемыми ножницами на слог «чик». При этом развивается унисонное пение и дыхание и воображение. Следует отметить, что данные попевки разучиваются с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
После разминки мы исполняем несколько коротких песенок: «Паучок», «Кисонька», «Ехали медведи», «Ой качи, качи, «Петух», «Обруч круж», «Мороз» и т. д. Их объединяет несложность ритмического и мелодического рисунка, образность подачи, где каждый из детей может почувствовать себя главным героем. Для этого необходимо подготовить необходимую атрибутику: шапочки, иллюстрации, куклы из кукольного театра, лучше если атрибуты будут варьироваться.
Далее переходим к ритмическим упражнениям, мы двигаемся в свободном порядке под музыку слегка припечатывая ступню, при этом можем выполнять хлопки на сильную долю, с разведением рук в сторону. Очень хорошо подходят композиции: «Пойду ль я», «Во поле берёза стояла» без текста. При этом происходит развитие координации движения и чувства ритма. После этого мы перестраиваемся в круг, держась за руки выполняем различные хороводные движения и перестроения, начиная с закрепления пройденного материала, а затем знакомство с новыми элементами.
Разогрев опорно-двигательный аппарат дети вовлекаются в знакомую игру. Ведущий выбирается при помощи считалки, а я (педагог) отхожу немного в сторону и наблюдаю за их творческой и исполнительской активностью. Это могут быть игры: «Тетерка», «Сидит Дрема», «Коршун» и т. п. Далее дети присаживаются на стульчики и становятся слушателями. В этот момент можно уделить несколько минут календарю, познакомить с названиями месяцев, пословицами, загадками или с новой игрой. Дети внимательно слушают текст игры, затем прохлопывают одновременно проговаривая. Можно проговорить текст разными голосами: хитрыми, вкрадчивыми, звонкими, ласковыми. На этом этапе каждая интонация, каждое движение педагога должны передаваться выразительно, педагог активен и эмоционален. В заключении занятия можно повторить полюбившуюся игру или песню, подвести итоги и исполнить попевку «До свидания».
Занятия фольклором предполагают сочетание самых разнообразных видов деятельности и методов. В центре внимания музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская.
В своей работе я применяю следующие методы: информационно-рецептивный метод, когда происходит эмоциональный показ и образец педагога с рассматриванием наглядного пособия. Словесный метод, включающий в себя рассказ, художественное слово. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Эвристический, направленный на проявление самостоятельности и творчества.
В Заключении следует отметить, что каждое занятие - это целая система взаимодействия между ребенком и педагогом. С одной стороны, воспитанники усваивают знания, приобретают умения и навыки, опыт общения друг с другом, развивают способности, лучшие человеческие качества, а с другой – совершенствуется педагогическое мастерство педагога.