Папки-передвижки

Методика использования игр на занятиях по адаптации детей к школе

Наталья Михайловна Шляпникова
Методика использования игр на занятиях по адаптации детей к школе
▼ Скачать

Методика использования игр

на занятиях по адаптации детей к школе.

Пояснительная записка.

Поступление в школу – это переломный момент в жизни каждого ребёнка. Ведь до школы он жил в привычном для него режиме, в котором преобладали всё больше игры и забавы. Но вот ребё нок поступает в первый класс и сталкивается с новыми условиями жизни: взаимоотношения со взрослыми и детьми; ответственность и дисциплина. Первоклассник вынужден осваиваться в непривычных для него ситуациях. Ребёнок приходит в школу уже с небольшим объёмом знаний, хотя многого не знает и не понимает. Но его интерес очень велик. И не только в учёбе. Он стремится утвердить себя в среде сверстников, показать своё отношение к нравственным нормам. Многим детям трудно адаптироваться в новых условиях, им непривычно слушаться «чужую тётю» (то есть, учительницу, поначалу нелегко высидеть на одном месте весь урок. Ведь раньше к нему относились более снисходительно, делая поправку на его возраст. В связи с этим у ребёнка могут развиваться различные неврозы, страхи, пугливость или, наоборот, ребёнок превратится в забияку и хулигана.

Публикация «Методика использования игр на занятиях по адаптации детей к школе» размещена в разделах

Игры на развитие социальной и психологической активности, которые я провожу в студии раннего развития, помогают избежать подобных неприятностей. В таких играх лучше давать ребёнку роль того персонажа, качеств которого, ему не хватает. Если ребёнок излишне пуглив – даю ему сыграть злого волка, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен, пусть сыграет тихого мудрого ослика Иа-Иа и почувствует, что можно общаться и мирно. Умение контролировать своё поведение, свои эмоции - чрезвычайно важное качество не только для школьной, но и для дальнейшей, «взрослой» жизни. В школе этому обычно учат с помощью запретов («звонок на перемену – не для учеников, а для учителя!», «перемена – для отдыха, а не для беготни!» и т. д.). Подобный метод заставит ребёнка подчиняться требованиям старших и одновременно будет способствовать его внутреннему и внешнему закрепощению.

Для того чтобы психика ребёнка повзрослела, необязательно обучать его как можно раньше чтению и письму, тренировать в нём усидчивость и терпение. Каждому умению – своё время. Ребёнок должен играть, потому что это естественно для его возраста. Но лучше, если это будут «умные» игры – такие, которые исподволь научат его произвольно контролировать своё поведение, уметь при необходимости сосредоточиваться, проявлять инициативу соответственно школьным задачам, свободно общаться со сверстниками и учителями. Только при таких условиях ребёнок захочет учиться, и учёба будет ему в радость.

В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Предлагаю несколько игр, направленных на развитие социальной и психологической адаптации.

Основная часть.

Занятие №1

Игра: «Давайте познакомимся».

Дети с педагогом становятся в круг, педагог держит надувной мяч, затем называет имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок должен поймать мяч, назвать своё имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д. Считаю, что эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети ещё совсем плохо знакомы, то можно изменить правила игры: ребёнок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем своё, а далее (если знает) имя ребёнка, которому будет кидать мяч.

Занятие №2

Игра: «Рыбалка».

Начиная проводить игру, педагог выбирает «рыбака». А остальные дети – «рыбки». По сигналу все дети разбегаются, а «рыбак» должен поймать кого-нибудь. Пойманный ребёнок становится помощником «рыбака» и они вместе, держась за руки, ловят «рыбок». Постепенно эта цепочка становится длиннее, а «рыбок» становится меньше. Игра заканчивается тогда, когда остаётся один непойманный ребёнок. Он и становится победителем.

Эта игра позволяет детям почувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.

Занятие №3

Игра: «Клубочек».

Дети садятся в полукруг. Педагог становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь, (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывая нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребёнок затрудняется ответить, он возвращает клубок педагогу. Игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагог может определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, педагог обращает внимание на то, что все люди чем-то похожи. И всегда веселее, когда есть друзья.

Занятие №4

Игра: «Лесная история».

Выбирается лиса из группы детей, остальные дети зайчата. Педагог рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети её показывают.

-Выбежали зайцы на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

-Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

-Лиса шла не только очень тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

-Зайцы увидели её и бросились врассыпную.

Занятие №5

Игра: «Буратино».

Педагог предлагает детям закрыть глаза и «посмотреть» на кончик своего носика. Педагог медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носика. Затем не открывая глаз, с обратным отсчётом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Занятие №6

Игра: «Сокол и лиса».

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперёд и какие-либо замысловатые движения). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу педагога и ловит только тех, кто не присел). «Пойманный» соколёнок на время выбывает из игры.

Занятие №7

Игра: «Сосед, подними руку».

Игра воспитывает привычку соблюдать правила и внимание к ребятам группы. Играющие сидят или стоят (в зависимости от условий, образуя круг. По жребию выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!». Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положение. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребёнка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он выбывает из игры. Если всё прошло без ошибок, игрок, к которому обращался водящий, меняется с водящим местами.

Занятие №8

Игра: «Предметы одного цвета».

Педагог предлагает детям назвать все известные предметы одного и того же цвета. Дети сидят в кругу и поочереди, называют предметы заданного цвета, назвав предмет, передают мяч соседу. Например: жёлтого - лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного - помидор, перец, кровь и т. д.

Занятие №9

Игра: «Угадай, что я хочу сказать».

Игру: «Угадай, что я хочу сказать» начинает педагог. Дети сидят в кругу.

Педагог произносит первый слог в каком-либо слове и просит ребёнка, стоящего рядом, угадать всё слово целиком по этому слогу. Загадывают и отгадывают слова по очереди. Если ребёнок не справляется, ему помогают товарищи.

Занятие№10

Игра: «Покорчим рожи».

Педагог предлагает детям изобразить рожицы различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Дети ходят по кругу и изображают ёжика. Таким образом, можно изобразить волка, лису, Бабу-ягу, бульдога, мартышку и т. д.

Заключение.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребё нка: на чувства, на сознание на поведение в целом.

Публикации по теме:

Презентация детского альбома «Наши размышлялки о школе» Поступление в школу - важный и ответственный момент в жизни ребенка и родителей. Дети подготовительной к школе группы весь год серьезно готовятся.

Презентация «Готовность ребёнка к школе» Поступление в школу - очень важный и ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт обследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика использования игр на занятиях по адаптации детей к школе
Опубликовано: 14 января 2015 в 11:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика использования игр на занятиях по адаптации детей к школе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Михайловна Шляпникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД