МААМ-картинки

Методика «Исключение неподходящей картинки» (27 фото)

Елена Косолапова
Методика «Исключение неподходящей картинки»
▼ Скачать + Заказать документы

ВАРИАНТ 1.

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М. : Новая школа, 1998 г. - 144 с.

Цели исследования

Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование

Три рисунка разной сложности.

Публикация «Методика „Исключение неподходящей картинки“» размещена в разделах

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения

Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки, чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

Приложение 1

Методика «Исключение неподходящей картинки»
Фото «Исключение неподходящей картинки»
Методика - фото

Приложение 2

Фото №1 Источник Забрамная С Фото №2 От диагностики к развитию Фото №3 Материалы для психолого педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М

Приложение 3

Фото №4 Цели исследования Исследуется аналитико синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах первый и второй варианты и на основе мысленного представления третий вариант Фото №5 Умение делать обобщения Фото №6 Логическая обоснованность и целенаправленность

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М. : ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий

8—9 баллов — высокий

4—7 баллов — средний

2—3 балла — низкий

0 - 1 балл - очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фото №7 Четкость представлений Фото №8 Использование помощи Фото №9 Оборудование Три рисунка разной сложности Фото №10 Предлагается детям с лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 4Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"

Фото №11 На рисунке ПРИЛОЖЕНИЕ три квадрата в каждом по четыре предмета три одной родовой группы а четвертый другой родовой группы Фото №12 Предлагается детям с лет Фото №13 На рисунке ПРИЛОЖЕНИЕ три квадрата в каждом по четыре слова понятия одно из которых не подходит Фото №14 Предлагается детям с лет Фото №15 Процедура проведения Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ Фото №16 При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ инструкция Скажи что здесь не подходит

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов - М. : КСП, 1996 г. - 400 с.

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. ;

2 ВАРИАНТ.

1) книга, портфель, чемодан, кошелек;

2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;

3) часы, очки, весы, термометр;

4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;

6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;

7) дерево, этажерка, метла, вилка;

8) дедушка, учитель, папа, мама;

9) иней, пыль, дождь, роса;

10) вода, ветер, уголь, трава;

11) яблоко, книга, шуба, роза;

12) молоко, сливки, сыр, хлеб;

13) береза, сосна, ягода, дуб;

14) минута, секунда, час, вечер;

15) Василий, Федор, Семен, Иванов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

Число баллов Характеристика решения задач

1 2

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5

--- ---

5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);

2) «лишнего» предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4

--- ---

4 1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;

2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5

--- ---

2,5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);

2) «лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1

--- ---

1 1) предметов (слов) объединенных в одну группу;

2) «лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

0

--- ---

0 1) предметов (слов) объединенных в одну группу;

2) «лишнего» предмета (слова).

Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной

недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы, то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Фото №17 При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ сначала просят назвать что нарисовано а затем спрашивают Что здесь не подходит Фото №18 Помощь Здесь три предмета картинки чем то одинаковые а один не подходит Фото №19 При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ исследователь сам читает слова а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово Фото №20 При правильном ответе просят объяснить выбор Фото №21 Анализ результатов Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак который отличает фигуру от остальных Фото №22 Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры Фото №23 В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки Фото №24 При выделении слов понятий иногда требуется повторное прочтение
Публикации по теме:

Дифференциация звуков ш-с. ПрезентацияДифференциация звуков ш-с. Презентация Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет.

Логические игры и диагностика психолого-педагогического развития детей Логические игры на развитие восприятия, внимания, памяти. Использую на занятиях кружка «Клуб интеллектуалов» Цель: • формирование восприятия.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика «Исключение неподходящей картинки»
Опубликовано: 23 марта 2012 в 10:19
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика «Исключение неподходящей картинки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Косолапова (УИ 4014) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД