Галина Мищук
Методическое сопровождение экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы
Так как экологическая воспитанность детей в большой степени зависит от подготовленности педагогов, особое внимание в нашем детском саду уделяется повышению уровня педагогической компетенции воспитателей.
Для экологизации образовательного процесса в детском саду важно, чтобы все педагоги осознавали ее необходимость и свою ответственность за образование дошкольников. Можно выделить три аспекта:
Публикация «Методическое сопровождение экологического образования» размещена в разделах
- понимание экологических проблем и причин, их порождающих, участие в реальной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды;
- повышение уровня профессионального развития педагога (способность к творчеству, готовность к работе по данному направлению);
- владение личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми, забота об их психическом и физическом здоровье.
В нашем детском саду разработана структура управления экологическим воспитанием и образованием, основные принципы работы с детьми, используется система педагогического взаимодействия, направленная на экологическое развитие детей, которая включает в себя: специально организованное обучение, совместную деятельность педагога и детей и самостоятельную деятельность детей.
Блок организованного обучения – это разнообразные по форме занятия, экологического содержания : комплексные, игровые, беседы, экскурсии, уроки доброты и пр.
Блок совместной деятельности взрослого и детей является основным в формировании у детей экологической культуры – это наблюдения, опыты, беседы, экологические игры разного вида, чтение природоведческой литературы, использование фольклора, труд в природе, сбор коллекций, ведение календарей и др.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей – это, в первую очередь, создание педагогом условий, способствующих ее возникновению. Очень важно, чтобы игры, пособия, модели, книги, которые использовались педагогом на занятии, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.
Управление методической работой невозможно без педагогической диагностики, задача которой выявить уровень готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников. Именно диагностика позволяет на научной основе реализовать дифференцированный подход, позволяющий значительно повысить уровень педагогической компетентности каждого педагога. Это и создание разнообразных условий методического обучения для различных микрогрупп, и комплекс методических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение воспитателей детского сада.
В самом начале освоения программы был намечен план работы с педагогами по повышению их квалификации по проблеме экологического образования, который неоднократно корректировался в процессе работы, затем был разработан перспективный план методической работы по этой проблеме.
Анализ проведенной диагностики уровня готовности педагогов к экологическому образованию детей показал необходимость создания творческой группы для подготовки и проведения методических занятий, разработки рекомендаций, проведения консультаций, обобщения опыта работы.
На занятиях постоянно действующей «Школы педмастерства» мы изучили опыт организации экологического воспитания в программе «Детство» (раздел «Ребенок открывает мир природы», программу экологического образования детей «Мы» Н. Н. Кондратьевой, технологию формирования экологической культуры «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич).
С целью обучения педагогов был открыт постоянно действующий семинар- практикум, направленный на повышение эколого-педагогической готовности воспитателей – развитие их экологической культуры и повышение педагогической квалификации для формирования экологической воспитанности детей. На практических занятиях педагоги учились конструировать процесс формирования экологической воспитанности детей, осваивали различные формы взаимодействия с детьми, направленные на их экологическое развитие, осваивали приемы опытнической и поисковой деятельности, работу с моделями и многое другое.
Известно, что развитие личности педагога, как и детей, происходит в деятельности, в процессе общения и накопления опыта. Поэтому мы считаем, что объединение педагогов в творческие группы по различным направлениям работы – это эффективный путь развития педагога, а также форма совершенствования педпроцесса в детском саду. Творческими группами руководят обычно опытные воспитатели, под руководством которых разрабатываются актуальные для нашего учреждения вопросы.
В детском саду уже несколько лет работает творческая группа «Эколог», на заседаниях которой рассматриваются теоретические и практические вопросы экологического воспитания, разрабатываются циклы занятий и наблюдений, рассматриваются вопросы из опыта работы.
Так, в помощь воспитателям составлены:
- перечень методической литературы по экологическому воспитанию и образованию;
- циклы наблюдений в природе по возрастам, по сезонам;
- конспекты различных видов непосредственно-образовательной деятельности;
- регулярно обобщается опыт работы педагогов по экологии в виде презентаций;
- методические рекомендации по использованию в работе мнемотаблиц, подготовке презентаций проектов, экологизации развивающей среды детского сада и различных видов деятельности, по планированию НРК по теме «Природа родного края» и др.
Все содержание воспитательно-образовательной работы мы стараемся строить в соответствии с технологией экологического воспитания программы «Детство», основывающейся на четырех модулях :
- знания о конкретном организме (растение, животное, человек) как о представителе живого в мире природы;
- знания о средах обитания, о приспособлениях к среде и сезонным изменениям;
- знания о росте, развитии и размножении живых существ;
- знания о взаимодействии живых существ с экосистемой.
В соответствии с этими основными модулями в детском саду разработано примерное содержание знаний по экологии, перспективное планирование по возрастам, на основе которых построена программа экологического образования.
Основываясь на используемой в нашем детском саду технологии экологического образования дошкольников, мы выделили для себя основные идеи этой системы воспитания:
- системное строение природы – стараемся довести до сознания детей понимание того, что каждый объект природы - это единая система, все, что есть у живого существа ему нужно; формируем у детей представления об экологических системах;
- понятие «живое» как основа экологического образования – если ребенок оценивает объект природы как живой, то относится к нему гораздо бережнее;
- единство живого и неживого в природе – даем понять детям, что неживая природа – это условие для жизни;
- приспособление живого к среде обитания и к сезону – в природе ничего не бывает случайного, если растение, животное или человек не приспособятся к окружающей среде, то они погибнут;
- изменчивость природы – в природе не бывает ничего постоянного, знакомим детей с ростом, развитием, размножением животных и растений;
- взаимодействие человека и природы – человек всего лишь звено в цепочке природы, он обязан выполнять законы природы, иначе цепочка порвется.
Для организации работы по экологическому воспитанию была создана необходимая база: выписали методическую литературу, приобрели достаточное количество дидактических пособий и материалов, изучили опыт работы других детских садов, работающих над аналогичной темой, и на основе этого разработали циклы занятий, наблюдений, опытов и экспериментов.
Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика. Для получения реалистической картины уровня подготовленности детей в области экологических знаний, эффективности педагогического воздействия и прогнозирования дальнейшей работы в нашем детском саду разработаны программы диагностики экологических представлений и отношений к природе, используются различные методы диагностики : наблюдения, беседы, серии игровых заданий, поручения и пр.
В соответствии с критериями оценки ответов детей мы выясняем уровень знаний детей о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи и зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы.