Ирина Анохина
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Трудовое воспитание дошкольников – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление, много и усердно работать, трудиться.
В христианском понимании трудолюбие проповедуется как христианская добродетель, желание трудиться без лени, во славу Богa, и на благо людей, народа или страны.
В рамках психосоциальной концепции Эриксона Эрика Хомбургера выделяется конкретный возраст — 6-12 лет. Этот возраст считается критической точкой формирования трудолюбия как стержневого качества личности.
Именно правильно построенные усилия родителей и педагогов в логике партн рского взаимодействия с реб нком приводят к позитивному разрешения кризиса психосоциального развития, в результате которого формируется трудолюбие как стержневая черта личности. По словам Э. Эриксона, вклад этой стадии в личностную идентичность может быть выражен словами «я есть то, что я могу научиться делать». Метафора пересекается в содержательном плане с понятием вложенного труда.
Трудолюбие, помимо желания работать, также предполагает умение работать, в том числе, умение организовать свою трудовую деятельность и, как следствие, получение стабильно высокой продуктивности и эффективности выполняемой работы.
Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу. Честно делать дело – основа человеческой порядочности.
Формируется трудолюбие еще в дошкольном возрасте через трудовое воспитание.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одним из значимых средств формирования личности ребенка. В детском саду трудовое воспитание основывается на приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, а так же в ознакомлении детей с трудом взрослых. У детей формируется положительное отношение к труду взрослых, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать посильную помощь.
В процессе трудового воспитания решаются задачи нравственного воспитания, в частности формирование и развитие нравственных качеств и свойств, таких как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение дошкольника.
В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
К сожалению, в обществе утрачено уважительное отношение к труду, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Министерством образования и науки Российской Федерации разработан механизм, регулирующий
качество дошкольного воспитания – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Данный документ обозначает современные критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциальноположительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р. С. Буре, Г. Н. Година, М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-воспитательном процессе и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Актуальность проблемы развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста.
При сравнении детского труда и трудовой деятельности взрослых усматривается различие в результативности, неспособности ребенка в силу возрастных особенностей создавать материальные и духовные ценности, необходимые человеку. Отмечается неустойчивость целевой установки в труде, преобладание игровой мотивации, отсутствие предварительного планирования, несформированность трудовых умений и способов самоконтроля, недостаток волевого усилия для преодоления внешних и внутренних препятствий для достижения цели.
Цель трудового воспитания формирование ценностного отношения к труду, то есть умение ценить свой труд и труд взрослых, ценить результат труда, осознавать значимость труда, как первостепенной значимости для общества.
Отличия детского труда от труда взрослого : Сознаваемая цель – основной признак деятельности первое отличие в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей, в понимании взрослых, труд современного ребенка носит воспитательный характер, удовлетворяя потребность ребенка в самоутверждении и познании собственных возможностей, сближении со взрослыми (С. А. Козлова, Т. А. Куликова) Отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукт детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей. Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является еще одной особенностью детской трудовой деятельности.
Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру – играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия.
Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является то что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого.
Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания как важнейшего в дошкольном воспитании, педагоги не могли не видеть плодотворного взаимного влияния игры и труда.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой, у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.
В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Особенно близки к трудовой деятельности взрослых игры со строительным материалом. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду : постановка цели, планирование работы, предвидение результата труда, доведение начатого дела до конца, умение не переключаться на другой вид деятельности, подбор необходимого материала, способность критически оценивать результат своей работы, творческий подход к осуществлению поставленной цели.
Развитие умения строить, предвидя необходимый результат игры – одна из важнейших педагогических задач. Е решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение практически, своими руками добиваться результата.
Рассматривая взаимосвязь игры и труда в старшем дошкольном возрасте, отечественные педагоги пришли к выводу, что развитие активной трудовой деятельности в процессе игровой деятельности детей опирается на их активность и самодеятельность на их стремление все мастерить своими руками. Связь игрового и трудового процессов сохраняется при господствующем положении игры, которая пронизывает собой и трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру. Расширение замысла игры происходит под влиянием тех впечатлений, которые дети получают при чтении книг, рассматривании иллюстраций, исходя из жизненного опыта. Многообразие игровых действий, позволяющих реализовать замысел, создается разнообразием игрушек, приспособлений, которые придают игре новизну.
Ценные качества могут быть воспитаны у детей по окончании игры, в процессе уборки строительного материала: развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело.
Многие исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, ответственность водителя или доктора и т. д. Ребенку доставляет радость достижение в игре результата, преодоление трудностей.
Дошкольник играет не ради получения или закрепления знаний – к игре его побуждают другие мотивы, а именно: желание действовать как взрослый, стремление к общению, к активным действиям, привлекательность игровой задачи, соревновательный момент и т. д. Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научиться чему-нибудь. Совершенствование знаний, развитие познавательных способностей является сопутствующим процессом, который незаметен для ребенка, происходит непреднамеренно.
В соответствии с ФГОС, трудовые занятия дошкольников происходят по таким направлениям:
усвоение навыков самообслуживания, что важно для любой возрастной группы;
навыки в быту и ведении хозяйства, труд в природе также характерны как для младшей группы, так и для подготовительной;
ручной труд присутствует в старшей и подготовительной группе.
Содержание трудового воспитания и виды труда включают в себя :
самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т. д.) Общественная значимость: - освобождает других от обслуживания себя; - реб нок овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и самостоятельностью; хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т. д. Особенность хозяйственнобытового труда- его общественная направленность, т. е. удовлетворение потребностей других детей и взрослых.
труд в природе. Уход за растениями и животными, выращивание овощей, озеленение участка и т. д. Значение: благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Особенности труда в природе :
- результатом этого вида труда может быть материальный продукт (урожай). Это сближает детский труд с трудом взрослых;
- чаще всего этот вид труда имеет отсроченный результат;
- труд в природе всегда связан с живыми объектами, поэтому формирует бережное, ответственное, осторожное отношение к окружающему;
- да т возможность одновременно развивать познавательные интересы.
Ручной и художественный труд. Направлен на
удовлетворение эстетических потребностей человека. Содержание - изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: изготовление поделок, украшение своими изделиями помещения группы к праздникам, оформление выставок и т. д.
Таким образом, формирование трудолюбия должно восприниматься, как одна из важных задач дошкольного образования. Познание ценности труда для дошкольников, радости от работы в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели и совместное достижение ее в работе, общие переживания и помощь товарищам, будет воспитывать в детях нравственные черты, такие как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.
Основной целью трудового воспитания малышей в детском саду, по ФГОС, является формирование у них положительного отношения к труду. Достичь этого возможно, только взяв во внимание возрастные особенности воспитанников. От возраста малышей зависит вид, сложность деятельности, в которую их планируется вовлечь.
Какие цели преследует педагог в процессе занятий с дошкольниками : пробудить у детей желание помочь взрослым, привить им позитивное отношение к трудовой деятельности; желание углублять и совершенствовать трудовые навыки; добиться стойкой привычки к занятости, ответственности, бережному отношению к своим и чужим продуктам труда; заложить основы умения организовывать свой труд; научить ребят доброжелательному отношению к занятиям других, умению, при необходимости, делать тактичные замечания, оценивать результат своей деятельности, работы товарища.
Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7летнего возраста занимаются физически максимум полчаса. Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность. Трудовое воспитание в младшей группе :
Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.
Нюансы, которые следует учесть:
трудовое воспитание носит ситуативный характер, для
трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны; детей нужно хвалить за любые успехи;
чтобы малыш понимал смысл своих действий,
воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам; прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.
Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме.
Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».