ЕКАТЕРИНА ДЮНДИКОВА
Методические рекомендации «Формы и методы работы со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
«Формы и методы работы со сказкой»
Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:
1. Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)
2. Рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке)
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, который «хорошо - плохо»)
Публикация «Методические рекомендации „Формы и методы работы со сказкой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
4. Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции)
5. Использование сказки как притчи - нравоучения (подсказка варианта разрешения ситуации)
6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)
Курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Далее предлагаю вашему вниманию рассмотрение основных приёмов работы со сказкой.
Основные приемы работы со сказкой.
1. Анализ сказок.
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?
Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.
Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?
Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
2. Рассказывание сказок.
Приемы помогает развитию фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок:
3. Переписывание сказок.
Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставлял необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психокорекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказки с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
На данном этапе сказкотерапии используется три варианта кукол:
куклы марионетки.
пальчиковые куклы.
теневые куклы.
5. Сочинение сказок.
Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Начало сказок может быть разным :
«Один раз пришел медведь к зайцу и говорит.»
В некотором царстве, некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик «Жил в нем.»
«Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь.»
Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.
Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.