Татьяна Масленцева
Методическая разработка по теме: Подвижные игры, как элемент игровой технологии Выступление на городском семинаре
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме :
Подвижные игры, как элемент игровой технологии
Выступление на городском семинаре работников ДОУ
Автор: Т. П. Масленцева
воспитатель 1-й младшей группы
МБДОУ ЦРР Детский сад «Солнышко»
Публикация «Методическая разработка по теме: Подвижные игры, как элемент игровой технологии Выступление на городском семинаре» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
22 января 2013 года город Юбилейный
Автор приветствует присутствующих, озвучивает тему выступления.
ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные воз-можности и таланты.
РОЛЬ ИГРЫ поистине огромна.
Помимо основных функций:
1. развивающей,
2. обучающей,
3. воспитывающей
в любой игре может быть реализован комплекс функций:
4. диагностической (раскрывающей скрытые таланты,
5. релаксационной (снижающей излишнее напряжение,
6. компенсаторной (дающей человеку то, чего ему не хватает,
7. коммуникативной (являющейся средством общения,
8. самореализационной (служащей средством реализации возможностей,
9. социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокуль-турные нормы и правила поведения,
10. терапевтической (являющейся средством лечения психических рас-стройств человека).
Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные обра-зовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике.
Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Реализуя основные задачи ДОУ, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они нивелиру-ют отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности образо-вания.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направ-ленности помогает подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе:
1. формирует мотивационную и эмоционально-волевую готовность к школе, так как каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми или с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи, учится регулировать свое поведение в соответствии с социальными требования-ми, учится одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые фор-мы сотрудничества;
2. формирует интеллектуальную готовность к школе через игры, направ-ленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые момен-ты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в дошкольном учреждении. Начиная с двух - трех лет основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным внима-нием.
Далее игровые технологии, как игровые моменты проникают во все виды жизнедеятельности детей:
- образовательная деятельность и игра;
- трудовая деятельность и игра;
- повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Воспитателю, использующему игровые технологии, необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддерж-ку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ре-бенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы.
Начиная организацию игры в детском саду, воспитателю следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, спо-собности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы детей на же-лаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.
В раннем возрасте закладываются основы всестороннего развития личности ребенка. Развитие и совершенствование движений в период раннего детства имеет особо важное значение. Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению ребенком навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в труде, во всей жизнедеятельности.
Подвижные игры являются жизненной потребностью для развития детей раннего возраста. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе.
Выполнение игровых действий доставляет ребенку большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью подвижных игр он овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость.
Подвижные игры - коллективные игры, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движе-ниями других играющих. Совместные действия детей создают условия для об-щих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу.
Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. В игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и не-принужденно выполняет любые, самые разнообразные движения.
Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способст-вуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососу-дистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в ор-ганизме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных пережива-ний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинирован-ности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обога-щение словаря – это жизненно необходимые качества, которые как воспитатель, так и родитель может воспитывать при помощи подвижных игр.
Существуют десятки методик раннего развития детей. Однако, реализуя игровые технологии в системе дополнительной развивающей образовательной деятельности в первой младшей группе, я опираюсь на методические разработки Сергея и Екатерины Железновых, которые стали популярными не только в Рос-сии, но и далеко за ее пределами.
Ученые установили, что восприятие, мышление, принятие решений воз-можны только благодаря взаимодействию левого и правого полушарий мозга человека. И, что, именно музыкально - ритмическая деятельность положительно влияет на это взаимодействие - ускоряет обмен информацией между левым и правым полушариями мозга ребенка.
Особенностью авторской методики Сергея и Екатерины Железновых явля-ется то, что любые движения предлагаемых ими игровых методик «накладыва-ются» на музыку и сочетаются с музыкальной деятельностью. Именно музыка определяет темп и ритм движений, чередование фраз и разделов, подсказывает детям игровой образ и выполняемые действия.
Музыка здесь - не самоцель, а средство для раннего развития ребенка, за-лог его будущего всестороннего развития, залог его успешной адаптации в лю-бом коллективе, залог счастливой жизни.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию несколько подвижных игр для детей от 1,5 года до 4 лет из альбома Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой» и приглашаю вас к участию в них.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У ЖИРАФОВ»
Перед игрой попросите ребёнка рассказать о том, как выглядят жираф, слон, зебра, кошка. Покажите картинки с этими животными, отмечая их харак-терные внешние признаки: у жирафа - пятна, у слона - складки, у котёнка - шёр-стка, у зебры - полоски. Подкрепите слова жестами, которые будут использо-ваться в игре.
Под музыку песни «У жирафов» исполняется подвижная игра :
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу, рисуя полосочки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «АВТОБУС»
Перед игрой предложите детям «поиграть в автобус» : возьмите руль – бу-бен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Громко все гудим» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна или кольца пирамиды). Подкрепите слова жестами, которые будут использо-ваться в игре.
Под музыку песни «Автобус» исполняется подвижная игра :
Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим.
(Покачиваемся на стульчике).
И из окошечка глядим
Всё глядим!
(Смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны).
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(Повороты - «скручивания» в одну и в другую сторону, смотрим из-под ладони).
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(Пожимаем плечами).
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(Выполняем круговые движения руками впереди от себя).
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(Качаем согнутыми в локтях руками перед лицом, имитируя движение «дворни-ков»).
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(«Крутим руль» и бибикаем).
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
(Подпрыгиваем на стульчике).
Автор благодарит присутствующих за внимание и за участие, желает успехов в развивающей игровой деятельности!
При подготовке данной методической разработки использованы материалы интер-нет-ресурсов:
1. Педсовет. org 13-й Всероссийский интернет-педсовет. Роль подвижных игр в раз-витии основных движений.
2. Социальная сеть работников образования «NSPORTAL.RU». Подвижные игры как один из видов технологий сохранения и стимулирования здоровья.
3. Сайт «Социальная сеть работников образования «НАША СЕТЬ». Применение игро-вых технологий в ДОУ.
4. Сайт дошкольного работника «КАЛИНА». Игровые технологии
5. Информационный портал о государственных и частных детских садах. Подвижные игры в детском саду.
6. Сайт «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка, детские развивающие игры : му-зыкальные игры, пальчиковые игры, развитие речи детей дошкольного возраста. Звуковое развитие речи, методика Монтессори. Игровая гимнастика.
7. Сайт детского развлекательного центра «Перлина». Все для физического развития детей.