Анастасия Пятаева
Знакомство с шахматами
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас обучение дошкольников игре в шахматы становится очень популярно. Ни для кого не секрет, как эта игра продуктивно влияет на развитие дошкольников, ведь шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости и удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; способствует развитию усидчивости, внимательности, самостоятельности и терпеливости. Поэтому мы рекомендуем начинать знакомство в 4 года. И предлагаем разделить этот процесс на несколько этапов.
Публикация «Знакомство с шахматами» размещена в разделах
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Первый этап – это знакомство ребенка с клеткой. Шахматная доска состоит из чередующихся черных и белых клеток, соединенных в вертикали, горизонтали и диагонали. Осваивать вертикали и горизонтали нам помогают черные и белые кубики (можно использовать кубики двух других цветов). Сначала дети учатся строить «паровозик» - горизонталь и «башенку» - вертикаль. Важно, чтобы дети понимали, что цвета кубиков чередуются друг за другом (4 кубика одного цвета и 4 другого).
Далее, мы знакомимся с понятием диагонали, выстраиваем кубики одного цвета наискосок, они как бы «берутся за руки». Важно, чтобы дети понимали, что «ступеньки» - диагональ всегда одного цвета и может быть разной длины (от двух до восьми кубиков).
Второй этап – знакомство с шахматной доской – начинается, когда дети хорошо освоят линии – горизонтали, вертикали и диагонали. Мы показываем им, что линии можно «подружить» - соединить между собой. Для этого мы используем трафарет шахматной доски (поле 8 на 8 клеток) и кубики (белые и черные). Можно использовать черные и белые квадраты, главное, чтобы они соответствовали ячейкам трафарета по размеру. Дети выкладывают, известные им линии, на трафарет, так у них получается «дорожка», по которой может ездить машинка или гулять кошечка. Так мы переносим понятия «башенки», «паровозика» и «ступенек» на плоскость.
Постепенно, количество кубиков или квадратов увеличивается, и трафарет превращается в полноценную шахматную доску. Дети уже хорошо могут на ней ориентироваться и «видеть» линию – «дорожку» на доске. Теперь можно формировать представление, что дорожка может менять направление, для этого мы используем игры «Собери все подарочки» (раскладываем на доске камушки-подарочки, машинка доезжает, берет подарочек и поворачивается, чтобы ехать к другому подарочку). Здесь может ходить куколка или кошечка, она может собирать бантики или конфетки.
Третий этап – знакомство с шахматными фигурами. На этом этапе дети знакомятся с названием фигур и траекторией их движения. Если предыдущие два этапа были хорошо освоены, то дети легко понимают и запоминают траектории движения – «дорожки» фигур. В литературе по обучению детей игре в шахматы представлено большое количество игр, которые помогут их запомнить, мы не будем останавливаться на них подробно.
Так же на этом этапе детей знакомят с понятием «нападение» и отрабатывают его. Важно, чтобы дети легко освоили нападение и взятие фигур, рекомендуем играть ограниченным количеством фигур. Например, знакомимся со слоном, значит на доске слоны и еще одна фигура, которую дети уже знают (например, пешка).
И четвертый этап – это игра в шахматы, когда дети знают правила игры и готовы играть самостоятельно.
Вот основные этапы, которые мы проходим с дошкольниками, обучая их играть в шахматы. С техникой обучения различным комбинациям можно познакомиться в литературе по обучению детей шахматам. Наша же задача в данной статье, заключается в том, чтобы показать, как можно ребёнку легко, доступно и с интересом освоить эту сложную игру.