Ольга Степаненко
Занятие по речевому развитию «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России.
ЗАДАЧИ:
Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей.
Формировать выразительность речи.
Развивать слуховое внимание и память.
Развивать артистические способности.
Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.
Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Публикация «Занятие по речевому развитию „Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь“» размещена в разделах
Аудиомагнитофон, сюжетные картинки к скороговоркам, игрушки из киндер-сюрприза, карточки с изображением эмоций, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд, «Говорунчики» и «Болтунишки», сладкие призы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – учат по одной скороговорке и инсценируют ее, воспитатель делит детей на две команды «Говорунчики» «Болтунишки».
Ход ЗАНЯТИЯ
Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…», дети выходят и здороваются с гостями. Воспитатель предлагает детям послушать о скороговорках. Говорит, что скороговорки появились в Древней Руси, много столетий тому назад.
В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья.
Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Воспитатель говорит, что сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунчики». Оценивать задания конкурса будет жюри.
Задание 1
Скороговорки – «невелички»
Воспитатель предлагает начать конкурс с разминки. Каждый участник обеих команд должен повторить за ней громко, четко и быстро скороговорки – «невелички», когда она передаст ему в руки бубен – звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.
Скороговорки для команды «Болтунишки»
Филимон был на футболе в футболке.
В Японии все пони в попоне.
Дима дает Дине дыню.
Дядя Федя дал меда медведю.
Наш шпион выше вашего шпиона.
Скороговорки для команды «Говорунчики»
У Бобика в будке будильник.
Попугая не купают, попугая покупают.
Дома один Дима и два Вадима.
Десять совят на сосне сидят.
У зеленой елки колкие иголки.
Задание 2
Бабушкины скороговорки
Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…». Воспитатель говорит детям, что к ним в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна. Она говорит, что слышала, как много современных скороговорок знают дети. Воспитатель предлагает бабушке Агрофене Дормидонтовне оценивать задания команд. Агрофена Дормидонтовна говорит, что у нее есть прищепки, вот и будем с помощью прищепок балла считать. Одна прищепка – один балл. А для начала предлагает поздороваться с ней и произнести ее имя. Агрофена Дормидонтовна предлагает детям обеих команд повторить за ней старинные скороговорки, но для этого надо найти спрятанную игрушку и сказать про нее скороговорку четко и быстро.
Предлагаемые скороговорки :
Бык тупогуб, тупогубенький бычек.
Хохлатые хохошушки хохотали, хохотали, похохотвали.
Стоит воз овса, возле воза овца.
Бобры добры, добры бобры до поры.
Задание 3
Артистичные скороговорки
Воспитатель предлагает детям произнести скороговорки не только четко и быстро, но и выразительно. Приглашает по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Воспитатель предлагает произнести иллюстрированную скороговорку соответствующей эмоцией с помощью карточек, которые изображают веселье, грусть, удивление, при этом не забывая о быстром темпе произношения.
Для команды «Болтунишки» :
Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.
Для команды «Говорунчики» :
Кузнец-молодец, съел весь варенец.
Задание 4
Звукобуквенные скороговорки
Для выполнения этого задания воспитатель приглашает по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы. На мольберте представлены гласные и согласные буквы, С, П, К, З, И, И, Л, К.
Скороговорки для команды «Болтунишки» :
У Степана есть сметана, есть сметана у Степана (С).
Катя лопаткой копала канавку (К).
Ну и пузо, ну и пузо у зеленого арбуза (З).
Скороговорки для команды «Говорунчики» :
Зоиного Зайку зовут Зазнайка (З).
В пенале у Полины паук плетет паутину (П).
У елки иголки колки.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Воспитатель предлагает собрать из кубиков скороговорку.
Команда «Болтунишки» :
Ест киска суп из миски.
Команда «Говорунчики» :
Наш Полкан попал в капкан.
Задание 5
Творческие скороговорки
Воспитатель предлагает детям для этого задания сначала самим придумать скороговорку, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки детям помогут картинки. Одна команда получает картинки с изображением розы, березы, гриба; другая – с изображением кошки, матрешки, машины.
Примерные варианты скороговорок :
Гриб и роза росли под березой.
В машине по дорожке едут матрешка и кошка.
Задание 6
Инсценировка скороговорок
Воспитатель помогает детям показать свое домашнее задание – инсценировку скороговорке.
1. Мед. У болота стоит дуб
Пчелы в дубе том живут
К ним в дупло залез медведь,
Стал он мед лизать и петь:
«Ой, ты мед, любимый мед,
Я набью тобой живот».
2. Хвастался косой в лесу –
Я схвачу за хвост лису
Стану хлыстиком хлестать
И лису за хвост таскать.
Хрустнула сухая ветка
И косого – не слыхать!
Задание 7
Мишкина скороговорка
Воспитатель предлагает выполнить последнее задание нашего гостя – говорящего мишки. Послушать его внимательно и повторить за ним скороговорку громко, четко, выразительно и быстро. (Приглашает по два ребенка из команды).
Мишка:
Чтобы лучше говорить,
Ты сумей-ка повторить:
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Испугались медвежонка…
А ну-ка, повтори!
Гостья Аграфена Дормидонтовна подводит итоги конкурса.
Воспитатель говорит, что ребята старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы речь детей стала еще лучше, воспитатель предлагает детям больше учить скороговорок, пословиц, поговорок, загадок и стихотворений. Команды награждаются сладкими призами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Двадцать два Егорки. Русские народные скороговорки. М., 1990
Журнал «Карапуз». 2001. №64
Стрельцова Л. Е. Веселая азбука М., 1994
Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.
Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 1996.