Ольга Дмитриева
Родительское собрание в форме ток-шоу на тему «Можно ли обойтись без наказаний» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка родительское собрание в форме ток – шоу на тему «можно ли обойтись без наказаний»
Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по - новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Предлагается обсудить разные точки зрения, ситуации для анализа, самим родителям поучаствовать в ситуации. В ток – шоу принимают участие сами родители, мед. сестра детской поликлиники, заведующая.
Публикация «Родительское собрание в форме ток-шоу на тему „Можно ли обойтись без наказаний“ Видео» размещена в разделах
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применений наказаний.
Отношение к наказаний меняется на протяжении веков. Так, в пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического наказания. Например: «Розгой в могилу ребёнка не вгонишь, а калачом не выманишь».
Уважаемые родители ответьте мне, пожалуйста, как вы думаете, что даёт наказание ребёнку? (ответы родителей)
Как часто можно использовать наказание? (ответы родителей)
Можно ли обойтись без наказания? (высказываются разные позиции)
Наверно вы замечали, что дети используют опыт воспитания своих родителей в играх и в собственных суждениях?
Например: Увидев, пояс от платья мне дети говорят, что дома у них тоже есть ремень или даже прут. А зачем спрашиваю: а чтобы я слушался, отвечает мне ребёнок.
Выступление заведующей:
В 1989г ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка. В ней сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для полного и гармоничного развития его личности ему необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нормативными документами о защите прав ребё нка являются: «Конвенция о правах ребёнка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка», закон РФ «Об образовании»семейный и уголовный кодекс. Согласно требованиям Конвенции и нормативно – правовым документам РФ, ребёнок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления. Например, ударить ребёнка – означать нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Определять только поступки, действии, говорить ребёнку не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий» а «ты поступил жестоко».Давать только положительные авансы. Нельзя лишать ребёнка заслуженной похвалы и ни в коем случае не отнимать подаренного.
Ещё хочется добавить, что не секрет иногда все - таки родители наказывают детей физически. Они поступают так, потому что считают, что они правы и им становится легче. «Нас били родители и ничего.» говорят они. Но дети так не думают, у некоторых вследствие физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, другие перестают уважать старших, считаться с ними, испытывать чувство мести, страха, некоторые могут затаить злость.
Вот по вашему мнению в чём заключается вред запугивания ребёнка? (высказывание родителей).Конечно иногда взрослые грозятся отдать чужому дядьке, бабе яге, сделать укол и т. д. И у ребёнка может появиться детские страхи, он может бояться темноты, врачей. Вот сейчас нам расскажет о психологии мед. сестра.
Выступление медицинской сестры: Психологи посвятили много исследований на тему наказаний и выявили, что оно является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребёнка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить с помощью наказаний удаётся только в 47 %. А поощрение, например, когда ребёнка хвалят, что он удержался от плохого поступка является более сильным средством. Эффект наказания раз от раза слабеет, и в этом его недостаток. Например, ребёнок старается взять в руки какую – нибудь вещь, которую ему не разрешают брать. За то, что он взял его поставили в угол, однако ему хочется взять и через некоторое время он снова её берёт, и его снова наказывают. Установлено что запрет действует лишь в том случае, если он использует до того, как ребёнок хотя бы однократно осуществил запрещённое действие. Брать слово с ребёнка тоже ненадёжное средство. Если у него нет навыков самостоятельных занятий, то сколько он обещаний ни даст, выполнить их всё равно не сможет. Этот метод лишь подрывает веру ребёнка в свои силы и ухудшает эмоциональный фон.
Воспитатель: Конечно, наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности и умеет найти индивидуальный подход.
Но если же без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:
1. Наказание должно исходить из мотива поступка. (то есть сначала мы должны разобраться что именно случилось, может быть он заступился за младшего или девочку
и ударил обидчика
2. Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда, грубость.
3. Чтобы наказание осознавалось ребёнком оно должно быть справедливом, адекватным его вины
4. наказание не должно быть частым, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными.
5. Нельзя наказывать ребёнка когда он болеет, ест, сразу после сна.
6. Нельзя наказывать ребёнка когда у него что – либо не получается, но он старается.
7. Наказание не должно вредить здоровью.
8. За один проступок – одно наказание.
А сейчас рассмотрим ситуацию и разберём её.
Ссылка на видео : https://video.yandex.ru/users/mongoll2/view/2/#
Вопрос: Правильно ли поступила мама поставив дочь в угол? Как по - другому можно было поступить маме? Какими могут быть последствия взаимопонимания? (можно предложить поделиться опытом наказания в семье).
Например, если ребёнок обидел старшего, то ему можно запретить смотреть любимый мультфильм. Но тогда возникает вопрос как же можно наказывать? Воспитатель предлагает самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания.
К педагогически оправданным наказаниям относятся :
• Замечание, но сделанное так чтобы оно дошло до сознания ребёнка;
• Выговор – строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
• Лишить ребёнка чего – то приятного, без чего можно обойтись : просмотр любимых
передач, лакомства но важно чтобы он знал за что он наказан.
• Метод игнорирования но он спорный, он заключается в том что с ребёнком не общаются близкие люди, но в этом случае он конкретно должен знать за что.
И игнорировать можно несколько секунд. (можно предложить дискуссию о целесообразности этого метода)
Вторая ситуация для анализа.
Ссылка на видео : https://video.yandex.ru/users/mongoll2/view/3/?cauthor=mongoll2&cid=1#
Вопрос:
• Что испытывает ребёнок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость? (высказывания родителей)
• Как по вашему мнению чем чревато невнимание родителей к проблемам дочери? (высказывания родителей)
• Стараетесь ли вы поддержать стремление ребёнка поделиться радостями или может огорчениями? (высказывания родителей)
Воспитатель: Конечно, у ребёнка есть потребность в общении с близкими людьми. И если родители не слушают своего ребёнка не интересуются его делами, то ребёнок или находит другого человека или замыкается в себе. И когда ребёнок подрастает он может попасть в сомнительные компании, а родители потом удивляются чего не хватило ребёнку.
А сейчас мы ещё одну ситуацию разберём, но покажут её нам сами родители :
Мама говорит четырехлетнему сыну:
- Пора спать.
А сын заявляет:
- Не хочу!
Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает:
- Кого же ты сегодня возьмёшь с собой смотреть сны – мишку или зайку?
И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать.
Вопросы:
• Почему сначала сын отказался спать, а потом согласился?
• Какой приём использовала мама? А какой используете вы дома и эффективен ли он? (родители высказывают свою точку зрения)
Давайте с вами вместе подведё м итог: (высказывание родителей).
Воспитатель:
Наказание – это сильный метод воспитания и он действующий, но нужно быть с ним очень аккуратно, учитывать мотивы поступка, возрастные особенности ребёнка. Не спешить с выводами, не унижать ребёнка, не кричать на него зря. Наказание должно быть педагогически оправданным. А физическое наказание не должно быть.
Анкета для родителей
1. Существует ли в вашей семье метод наказания? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
2. Применяете ли вы физическое наказание своих детей? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
3. Когда вы разбираетесь в той или иной ситуации, учитываете ли вы мнение ребёнка? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
4. Можно ли обойтись без наказаний? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
5. Как вы решаете проблемы которые возникают с вашими детьми в процессе воспитания?
(напишите)
Литература:
О. Л. Зверева Т. В. Кротова «Родительские собрания в ДОУ»
«Ребёнок в детском саду» № 1 2011г статья «Защита ребёнка сегодня»
«Ребёнок в детском саду» № 1 2011г статья «Советы любящим родителям»