Любовь Сеидова
Методическая разработка по аппликации «Пасхальные мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы
АППЛИКАЦИЯ
Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Публикация «Методическая разработка по аппликации „Пасхальные мотивы“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Аппликации пасхальные
- Пасхальные поделки, аппликации, рисование
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.
Процесс выполнения аппликации включает два этапа : вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.
Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления).
Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.
Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой — развитию творческих способностей детей.
Виды аппликации в детском саду
Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Методика обучения аппликации
во2-й младшей группе детского сада
Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.
Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в различных возрастных группах детского сада.
Вторая младшая группа. Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.
После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.
Как известно, в обучении педагог должен опираться прежде всего на непосредственное восприятие детей. Рассматривание предмета на занятиях аппликацией будет использоваться для оживления представлений дошкольников об особенностях формы, цвета предмета и т. п. Поскольку изображение в аппликации связано с большой обобщенностью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных воспитателем, особенно на первых занятиях. Эти обобщенные формы предмета и их сходство с геометрическими детям трудно выделить при рассматривании, так как они заслонены рядом деталей. В образце эта форма четко обозначена, а детали могут быть опущены.
В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
Показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей. Причем показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.
Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации : какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.
Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Украсим яйцо к Пасхе».
Цель: расширить кругозор детей, формировать целостную картину мира, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость. Задачи: продолжать учить детей создавать композицию по замыслу. Учить наносить клей на детали и наклеивать их на заготовку. Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного. Воспитывать аккуратность и внимательность.
Оборудование и материалы: на тему «Пасха», образец, шаблоны яиц, заготовки из цветной бумаги (украшения (наклейки,клей, кисть для клея, клеенка подкладка, тряпочка. Предварительная работа: беседа на тему «Пасха», рассматривание иллюстраций на пасхальную тематику, чтение стихов о пасхе. дидактическая игра «Собери узор». Работа с родителями: консультация в уголке для родителей на тему «Пасха», индивидуальные беседы с родителями «Как вы готовитесь к Пасхе?»
Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами интересное занятие! Для начала скажите мне, какое сейчас время года (весна).Весной много прекрасных праздников, один из них Светлая Пасха. Мы с вами о нем говорили. А что мы делаем на Пасху (украшаем яйца) , стук в дверь Воспитатель: Кто к нам стучит? Кролик: Здравствуйте ребята! Я пасхальный кролик. В: А почему ты такой грустный? К: Я бежал, спешил, чтобы успеть вовремя раздать всем пасхальные яйца они лежали в моей корзинке и не заметил, как их потерял. Что же мне теперь делать? В: Не расстраивайся кролик. Ребята, давайте поможем кролику? К: а как вы мне поможете? В: мы можем украсить яйца, которые мы попросим у курочки «Рябы». К: а вы умеете? (ответы детей) В: конечно умеем! Посмотри, как наши ребята украсили яички с родителями дома. (выполняя домашнее задание). К: ой, как здорово! А вы и мне такие же яйца сделаете? В: нет, мы украсим их по- другому. Мы сделаем аппликацию! К: ой как интересно! А как вы ее будете делать? (ответы детей) К: Ну давайте начинать, я очень хочу посмотреть как вы это делаете! Воспитатель напоминает детям последовательность работы (сначала разложить детали, затем промазать клеем, клей наносить тонким слоем от середины к краям; плотно прижать к заготовке смазанной стороной, излишки клея промокнуть тряпочкой.) В: Какие молодцы! Ребята, давайте сложим наши яйца кролику в корзинку. К: Спасибо вам, ребята! А для кого эти яички (обращает внимание на пасхальные яйца, лежащие на столе) В: Эти яйца для наших гостей! Мы их хотим поздравить с наступающим светлым праздником и подарить по яичку.
В: Ой,как здорово! Какие вы молодцы! Ну. я побегу! До свидания!