Ерещина Ирина Викторовна
Проект «Мы живем на Урале»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
ПРОЕКТ
«Мы живем на Урале»
Над проектом работают : воспитатель, родители, дети.
Цель проекта : Создание условий для педагогической работы с детьми дошкольного возраста, по приобщению детей к истории и культуре родного края.
Задачи проекта :
• Подбор материала, для проведения занятий педагогов с детьми, об истории и культуре родного края;
• Создание мини-музея в ДОУ;
• Создание реки времени;
Публикация «Проект „Мы живем на Урале“» размещена в разделах
• Создание виртуальных экскурсий;
• Создание и организация выставок
Вид проекта : Долгосрочный
Проблема:
«Народ, который не знает
своей культуры и истории, -
презрен и легкомыслен.»
(М. Н. Карамзин.)
Во все времена любовь к Родине патриотизм в нашем государстве
были чертой национального характера.
Но, к сожалению традиции патриотического сознания, в последнее время
в обществе утрачиваются, поэтому актуальность проблемы воспитания
патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание
многогранно, неопределимо несколькими словами, Это любовь к родным
и близким людям и к малой Родине, гордость за свой народ.
«Родной край, его история, - писал академик Д. С. Лихачёв,- основа на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества».
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину,
необходимо с детства научить ребёнка любить свой край, свой посёлок,
где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с
культурными традициями своего народа, привить любовь к народному
творчеству.
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях.
Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем
занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы
домашнего обихода, какие существовали народные ремёсла.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном
направлении является взаимодействие с родителями детей посещающих
детский сад. Прикосновение к «живым» документам истории семьи
вызывает интерес, заставляет внимательно относиться к памяти
прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных
семейных связей. По словам А. С. Макаренко, именно в семье растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через педагогов
должно приходить к детям. В настоящее время подобная работа
актуальна и особенно трудна, требует большого терпения, так как в
современных семьях вопросы воспитания гражданственности,
патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь
недоумение.
Возникает вопрос: знают ли наши дети историю и культуру
Урала?
Состав участников: Педагоги, специалисты, воспитанники, родители.
Межпредметные связи:
Образовательная область Виды детской деятельности Задачи
1) Социально-коммуникативное развитие • Беседы-рассуждения «Что мы родиной зовём?»
• Рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы.
• Просмотр папок с примерами Уральской росписи, фото инструментов.
• История возникновения искусства бытовой росписи на Урале. Домашняя утварь: деревянные шкатулки, коромысла, прялки, сундуки, берестяные туеса, металлические подносы.
• Особенности уральской росписи.
• Альбом «Мой детский сад»
• Альбом с фотографиями «Мое родное село»
• Рассматривание географических карт Урала • Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
• Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
2) Познавательное развитие • Занятие-беседа «Уральские камни»
• НОД «Лекарственные растения Урала»
• НОД «Растения и животные Урала, занесенные в Красную книгу»
• Беседа «Заповедники Урала»
• Просмотр иллюстраций,
фотографий, картинок хвойного и лиственного леса Среднего Урала
• НОД «Национальности Урала»
• НОД «Путешествие по Уралу»
• Просмотр альбомов о жизни и творчестве писателей П. П. Бажова, Д. Н. Мамина – Сибиряка.
Конструирование «Наш детский сад» (макет)
• • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие воображения и творческой активности;
• Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира.
3) Речевое развитие • Рассматривание фотографий наше село вчера сегодня, составление описания по ним.
• Беседа «Где работают наши родители»
• НОД «Сказка про уральскую роспись»
• НОД «Уральские сказы»
• НОД «По сказкам Бажова»
• Творческое рассказывание «Традиции моей семьи» • Владение речью как средством общения и культуры;
• Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
4) Художественно-эстетическое развитие • Конспекты НОД: лепка, аппликация, рисование.
• Выставка народно-прикладного искусства.
• Мастерская «Как сделать куклу»
• «Сказ о том, как царь Петр город на реке Исети построил».
• «Монетный двор и все, что в нем».
• Картотека «Уральские считалочки»
• Становление эстетического отношения к окружающему миру;
• Формирование элементарных представлений о видах искусства;
• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, мифы Урала, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
5) Физическое развитие • «Народные игры Урала» • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
• Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
• Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
• Овладение подвижными играми с правилами;
• Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Работа с родителями: детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение краеведческого содержания:
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
информация из Интернета, семейные энциклопедии, обращение к специалистам и т. п
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
папки-передвижки, иллюстрации, картинки, диски, лепбуки. Мультимедийное оборудование.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Определение проблемы Сентябрь 2019г
Подготовительный Работа с программой «Мы живем на Урале» Сентябрь 2019г
Практический Подбор информации, подготовка наглядных пособий Сентябрь-Декабрь 2019г
Заключительный Выставка готовых материалов на стеллажах Весь год.
Презентационный