Евдокия Поворова
Методическая разработка многофункционального пособия «Чудо — куб»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
многофункционального пособия «Чудо - куб»
Разработала :Воспитатель высшей категории ГБОУ СОШ № 16 СПДС № 21 "Красная Шапочка" Поворова Е. А.
2012 год
Богат и разнообразен мир игры. Игра — не только метод обучения, развития, но и метод коррекции нарушений, активно используемый в педагогической практике с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на интеллектуальное, личностное и речевое развитие детей.
Публикация «Методическая разработка многофункционального пособия „Чудо — куб“» размещена в разделах
Обобщив накопленный опыт работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, было разработано многофункциональное пособие «Чудо-куб» .
Цель многофункционального пособия «Чудо-куб» :
• закрепление полученных на занятиях знаний и навыков в совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности;
• формирование у детей навыков самостоятельной речи в развернутых высказываниях, словесно-логического мышления;
• развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, координации тонких движений, силы и ловкости рук.
«Чудо — куб» отвечает принципам:
- вариативности,
- полифункциональности,
- трасформируемости,
- педагогической целесообразности.
В нем собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенка к развитию, обучению, свободному активному общению со взрослыми и сверстниками, отвлекающие его от речевого дефекта. «Чудо — куб» привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Данное пособие рассчитано для игры с подгруппой детей до 6 человек под руководством воспитателя и самостоятельного использования детьми.
«Чудо-куб» - это куб, обтянутый тканью, размером 45х45х45 см. На каждой стороне куба имеются разноцветные съёмные коврики, на которых при помощи клейкой ленты крепятся игры и сменный материал. Этот «Чудо-куб» удобен тем, что все съемные коврики легко обрабатываются. Весь картинный материал хранится в специальных контейнерах с условными обозначениями в доступном для детей месте.
Съемные коврики легко обрабатываются. Дидактический материал на кубе педагог меняет еженедельно, согласно лексической теме, а дети меняют его по своему желанию.
Каждый коврик имеет свое название и предназначение. Разработаны следующие варианты работы с пособием :
Смастерили чудо-куб,
поселились игры тут.
В кубе этом чудо есть :
превращений здесь не счесть:
игры на сенсомоторику,
мелкую моторику.
Покажет детям без труда
предметов расстановку -
в пространстве ориентировку.
Буквы, цифры изучаем -
слова, примеры составляем.
В слове звук найдем любой,
время года соберем,
части суток угадаем,
что здесь лишнее — узнаем.
Много функций в этот кубе,
все их можно изменять, детям возраста любого
игры можно подобрать.
1. Коврик «Сенсорик»
Цель: закреплять умение выделять предметы по признакам (цвету, величине, форме, назначению, развивать мелкую моторику, тактильное восприятие. Закреплять знания о материалах, из которых изготовлены предметы. Умение дифференцировать цвета и оттенки.
На коврике «Сенсорик» расположены шнуровка, молния, пуговицы, крючки.
Возможно проведение игровые упражнения «Развиваем руки», «Пальчиковая гимнастика», «Теплый - холодный».
2. Коврик «Кармашки»
Цель: закреплять знание детьми цифр, количественного и порядкового счета, знание букв, умение составлять слоги, расширять предметный словарь ; совершенствовать умение ориентироваться на плоскости,.
На коврике пришиты 4 кармашка для размещения демонстрационного материала (цифры, буквы, картинки по лексическим темам).
Возможные игры: «Подумай, не торопись!», «Назови одним словом», «Чего не хватает», «Цифра потерялась», «Посчитай и назови», «Из чего и кем сделано».
3. Коврик «Познайка»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах, цвете. Расширять пространственные представления: слева, справа, сверху, внизу, впереди, перед, за, между.
На нём можно размещать геометрические фигуры (или другой сменный материал).
Возможные игры: «Цвет и форма», «Что за форма», «Где находится», «Четвертый лишний», игры на развитие мышления, внимания, памяти.
4. Коврик «Как растет живое»
Цель: Формировать понятие этапов развития человека, растений, животных, рыб. Развивать умение детей идентифицировать себя с полом и возрастом, формировать гендерную принадлежность.
На коврике пришиты кусочки липкой ленты.
Возможные игры: «Как растет живое», «Я расту», «Мой-моя», «Кто что делает».
5. Игра «Одень Сашу и Машу»
Цель: формировать гендерную принадлежность, представления о внешнем виде мальчиков и девочек, развивать эстетический вкус, развивает мелкую моторику, умение классифицировать и обобщать.
6. Коврик «Сочиняйка»
Цель: составлять самостоятельные рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, по набору картинок; сочинять концовки к небольшим сказкам. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными, прилагательные с существительными. Развитие всех компонентов устной речи дошкольников.
На нем можно размещать с помощью липкой ленты серию сюжетных картинок, опорные картинки, картинки-символы, мнемотаблицы.
Возможные игры: «Закончи сказку», «Придумай рассказ», «Какая сегодня погода», «Определи время года», «Определи части суток», «Придумай предложение», «Кто больше заметит небылиц», «Придумай загадку».