Ирина Карпенко
Методическая разработка «Мастер-класс для педагогов по тестопластике»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: Воспитатели ДОУ
Цель мастер-класса : создание условий для формирования и активизация творческого потенциала воспитателей через технологию тестопластики.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приёма тестопластики.
Публикация «Методическая разработка „Мастер-класс для педагогов по тестопластике“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы ученикам реализовать творческие способности при работе с солёным тестом.
Материал:
• готовые изделия – образцы;
• презентация;
• соленое тесто;
• стек для лепки;
• кисть;
• баночка;
• скалка;
• доска;
• влажные салфетки;
Участники мастер класса : воспитатели ДОУ
Ход Мастер-класса
История возникновения лепки из соленого теста.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы.
На протяжении нескольких лет я руковожу кружком “Тестовичок”. Защитила авторскую программу по тестопластики. Каждый год работы детей участвуют в районной выставке декоративно-прикладного творчества, выступают на научно-практических конференциях.
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Существуют основные способы лепки:
• Конструктивный
• Скульптурный (пластический)
• Комбинированный
• А также лепку можно разделить на предметную и сюжетную
Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране.
Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.
В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.
В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечки не меняли цвета, считались особенно привлекательными.
На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.
- Сегодня на мастер-классе присутствуют дети. И я предлагаю им отгадать загадки.
Отгадывание загадок
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна. (Соль)
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (воды).
Разноцветные девицы
Заскучали без водицы. (Краски)
Соль, мука и вода – все, что нужно для изготовления теста. Его можно сделать цветным, добавив в него гуашь или пищевой краситель, или раскрасить уже готовое высохшее изделие.
Мой мастер класс посвящен лепке из соленого теста, или тестопластике.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет, получает возможность быть творцом.
Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Чем раньше дают ребенку лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками.
(2 слайд) «Ум ребенка на кончиках его пальцев».
Лепка обладает большим развивающим потенциалом. В первую очередь, занятия лепкой оказывают полезное действие на детские пальчики, способствуют развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи и мышления. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центром головного мозга, влияющим на формирование речи человека. Сведения о мире мы получаем именно через руки, с их помощью мы исследуем, творим, строим. В процессе лепки у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пропорций, развивается общая ручная умелость, синхронизируется работа обеих рук, массируются активные точки пальцев.
(3 слайд) Особое влияние занятия тестопластикой оказывают на развитие фантазии и воображения. Занимаясь лепкой, дети развиваются интеллектуально и творчески. Одним из важных моментов является и то, что лепка из соленого теста развивает детей эстетически. Дети раскрашивают готовые изделия, в процессе этого совершенствуется их художественный вкус.
И самое главное, ребенок испытывает радость и наслаждение от результатов своего труда.
Таким образом, влияние занятий лепкой на развитие ребенка довольно широко, оно отражается на особенностях развития личности.
(4 слайд) Теперь давайте ответим на вопрос «Почему соленое тесто?» Чем оно лучше обычного пластилина? Кто-нибудь из присутствующих работает с малышами? Какие проблемы в процессе лепки из пластилина встают перед нами при работе с малышами? (ответы)
Соленое тесто – очень пластичный материал, с ним легко работать даже самым маленьким детям. Его можно приготовить даже в домашних условиях, оно безопасно при попадании в рот, легко отмывается и не оставляет жирных следов.
(5 слайд) Как приготовить соленое тесто, вы можете посмотреть на слайде.
(6 слайд) Окрашиваем тесто при замешивании. Интенсивность окрашивания будет зависеть от количества краски или красителя. После окрашивания тесто необходимо убрать в пакет и в прохладное место.
(7 слайд) Можно окрашивать изделие после сушки. Тогда оно будет выглядеть более натуральным, живым.
(8 слайд и далее до конца презентации) Что лепим. Варианты.
Подведение итогов.
Рассматривание готовых работ.