Татьяна Озерова
Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте,когда ребенок приобретает многие привычки,в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений,существенно влияющих на работу органов и систем организма.
В науке в качестве мер, направленных на охрану и укрепление здоровья дошкольников,рассматриваются целесообразный подбор физических упражнений и создание условий для предупреждения травматизма и развития двигательной активности. В детском саду в каждой группе должна проводиться утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика. На прогулках должны проводится подвижные игры и физкультурные занятия как в помещении, так и на улице.
Публикация «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Методическая разработка на тему «Комплексный подход к организации физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ».
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Если здоровье - богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и двигательная активность.
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. В начале зарядки проводятся игры – массажи, пальчиковая гимнастика со словами. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. После интенсивных двигательных нагрузок включаем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны.
В заключительную часть утренней гимнастики включаем спортивные речевки. Для укрепления ног и свода стопы, для профилактики плоскостопия дети проходят по массажным дорожкам. После гимнастики дети моют лицо, шею, руки, что служит закаливающей процедурой.
Весной, летом, осенью, если позволяют погодные условия, зарядка проходит на свежем воздухе, для этого на территории детского сада должна быть специальная площадка.
Физкультурное занятие несет в себе «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Контролирует нагрузку на занятиях медсестра, она высчитывает общую и моторную плотность. Результаты вносим в карточку, что помогает отрегулировать уровень перегрузок и недогрузок на занятиях.
Осенью и весной третье занятие – это походы в парк, на стадион. Если ненастная погода- посещаем спорткомплекс, где проводим занятия «Школа мяча», разнообразные игры с обручами, скакалками. Двигательная активность детей в спорткомплексе повышена (так как позволяет площадь, что оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка : развивает мышечную и центральную нервную систему, опорно- двигательный аппарат.
В каждой группе детского сада оформлен «Уголок юного спортсмена», где помещено необходимое оборудование, журналы о спорте. В уголке отмечаем достижения детей на занятиях по физкультуре. Он размещен в удобном для детей месте, дети имеют свободный доступ к нему, этим обеспечивается разнообразная и самостоятельная двигательная и игровая деятельность.
Для целостного здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду воспитателем был предложен примерный план по валеологии. Например, в ноябре по плану тема «Наши органы дыхания». Педагоги проводят беседы на тему «Мой замечательный нос», «Зачем носик малышам».
Воспитателем по физкультуре была проведена консультация для педагогов «Правильное дыхание- основа долгой и здоровой жизни», где были показаны разнообразные виды дыхания, чтобы не только на физзанятиях разучивали дыхательные упражнения, но и воспитатели в группах. Необходимо уделять большое внимание выработке правильного дыхания, так как оно способствует оптимизации кровоообращения, улучшению самочувствия, развивает произвольность и концентрацию внимания.
Прогулки проходят два раза в день с подвижными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, а потому всегда желанна.
Оздоровительную бодрящую гимнастику после сна планируем на две недели. В комплекс входят упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения. В каждой группе имеются массажные дорожки.
В наши дни дети крайне редко видят должный пример для подражания со стороны близких ему взрослых. Они видят, что взрослые, чтобы не болеть, пьют таблетки, а не занимаются спортом. Для этого в детском саду проводятся совместные праздники – досуги: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Играем, поем», «Правила дорожного движения», «День защиты детей», дни открытых дверей (родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, могут наблюдать закаливающие мероприятия).
Проводим анкетирование родителей, оформляем наглядный материал (тематические папки- передвижки, создали библиотечку по физвоспитанию для семьи (стихи, рассказы, загадки для семейного чтения).
Также в группах проводятся родительские собрания «Счастливый ребенок- здоровый ребенок» с показом упражнений детьми. Предлагаем родителям индивидуальные домашние задания, чтобы повысить двигательную активность детей дома.
В «неделю здоровья», которая проходит в начале апреля, участвуют родители, сотрудники всего коллектива. Родители и воспитатели оформляют стенгазеты «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья», «Народные рецепты», проводится конкурс на лучшую газету. Двигательный режим насыщен играми, музыкальными развлечениями, спортивными играми.
Воспитатели и медсестра проводят тематические беседы о здоровье. Воспитателем по физкультуре проводятся физкультурно- познавательные занятия «Доктор Айболит». Цель: формирование ЗОЖ дошкольников и потребности в самостоятельной двигательной деятельности. Структура занятия: рассказ, беседа о пользе физических упражнений, работа по карточкам, выполнение образных физических упражнений, подвижная игра.
Летняя оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий. В режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. К закаливающим мероприятиям добавляется обливание ног водой.
Диагностические исследования физического развития детей показали, что к концу года его уровень повышается за счет регулярно проводимых мероприятий.