Татьяна Прокопьева
Методическая работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс организации методической работы, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.
Как в управленческой, так и в методической работе детского сада мы выделяем несколько стадий или управленческих функций: педагогический анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию. Последний этап в свою очередь является исходным пунктом нового цикла.
Публикация «Методическая работа в ДОУ» размещена в разделах
Таким образом, методическая работа состоит из взаимосвязанных блоков-функций. Знание особенностей функционирования каждого блока и характера связи с другими блоками позволяет чётко и грамотно осуществлять методическую деятельность.
На формирующем этапе опытной работы мы работу начали с контроля. Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно - образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДС № 77, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования. Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без установления определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.
В нашем образовательном учреждении широко используются формы оказания помощи молодым педагогам: семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, работы по самообразованию. На основе анализа и самоанализа деятельности молодых педагогов, диагностики уровня их творческого потенциала, в зависимости от качественного состава педагогов мы планируем обеспечить дифференцированный, адресный подход к каждому начинающему воспитателю. Широко используем наставничество. Опытные педагоги серьёзно обдумывают об использовании методов активного обучения молодых педагогов, в процессе которых планируются самостоятельное изучение литературы, анализ разных точек зрения на выставляемую проблему, решение проблемных ситуаций, использование деловых игр, анкетирование. Всё это обеспечивает более осознанный подход к деятельности педагога и стимулирует творческую активность молодых.
Концепция дошкольного образования Республики Саха (Якутия) направлена на внедрение и разработку новых инновационных технологий дошкольного образования, которые коренным образом меняет работу образовательных учреждений. В настоящее время многие дошкольные учреждения работают в поисковом режиме, осуществляют инновационную деятельность, участвуют в экспериментальной работе.
Существуют различные причины нововведений, к таковым можно отнести:
- необходимость вести активный поиск путей решения существующих в
дошкольном образовании проблем;
- стремление педагогических коллективов повысить качество
предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить дошкольные учреждения;
- подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное
представление педагогов, что нововведения в корне изменят деятельность всего коллектива;
- постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить и потребность быть причастным к большому, значимому делу;
- стремление молодых специалистов реализовать полученные знания в вузе на практике;
- возрастающие запросы родителей к уровню воспитанности,
образованности и развития детей;
- здоровая конкуренция между дошкольными учреждениями
Большая ответственность ложится на руководителя образовательного учреждения. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их уровень профессионального мастерства, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Необходимо четко определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и спланировать переход учреждения из режима функционирования в режим развития.
Первоначальным этапом деятельности является проведение диагностики инновационной ситуации и организационных условий, обеспечивающих возможность перехода образовательного учреждения в режим развития:
- уровень образованности педагогов, их профессиональной деятельности и творческого потенциала;
- организационно-методическое обеспечение образовательного процесса (образовательные программы, педагогические системы, технологии и т. д.);
- материально-техническая база образовательного учреждения.
Наш коллектив постоянно работает над созданием, обновлением интеллектуально - познавательной среды ребенка и решает задачи:
- полноценного непрерывного образования, обеспечения тесного контакта со школой;
- реализация потребностей ребенка в самовыражении через работу в студиях по интересам;
- обучения и подготовки к школе неорганизованных детей, с кратковременным пребыванием в детском саду, с отклонениями в развитии;
- проведение профилактической работы с трудными семьями микрорайона;
После проведения какой - либо проверки в обязательном порядке на заседании рабочей группы отмечаем, как провели рефлексию работы педагогов, правильно ли обработана и систематизирована информация о работе молодых педагогов, положительные и отрицательные стороны проводимой проверки, принимаем обоснованные и оптимальные решения по улучшению и продвижению вперед молодых педагогов работы педагогического коллектива и оказанию индивидуальной методической помощи отдельным педагогам.
В детском саду работает педагогическая мастерская, которая включает в себя объединение педагогов-единомышленников, почувствовавших возможность свободы творчества, имеющих разный уровень педагогического мастерства, но желающих работать по новому, применяя учебные пособия нового поколения, передовые и эффективные педагогические технологии, желающих познакомиться с опытом работы своих коллег, осознающих, что совместные действия более продуктивные. План работы педагогической мастерской составлен с учетом потребностей всех педагогов и родителей. Работа организована по следующим направлениям:
- информационное обеспечение;
- содержание образования;
- повышение квалификации;
- аттестация педагогов.
Мастерская включает индивидуальные формы работы :
- консультации, проводимые по заранее заявленным темам;
- самообразование - целенаправленное пополнение знаний по
интересующим педагога профессиональным темам;
- консультации специалистов, приглашенных из вузов.
Результатом работы педагогического коллектива в инновационном режиме является:
- постоянный рост результатов обученности и воспитанности детей дошкольного и начального школьного образования;
- стабильность педагогических кадров, которые обладают творческими способностями и умеют оптимизировать все виды учебно-
воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее
развитие и совершенствование личности ребенка;
- становление молодых специалистов и закрепление их в коллективе;
- работу коллектива в режиме развития;
- постоянная работа коллектива над повышением педагогического
мастерства и постоянный творческий поиск;
- высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности в системе
профессионального самоопределения педагога;
- молодые педагоги имеют возможность получить в образовательном
учреждении квалифицированную методическую помощь в выборе программы, определении форм и методов работы с родителями и детьми, которые бы способствовали их самореализации.