Ирина Антонова
Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников.
В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь, и метод проектов удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений. Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и исходя из детских потребностей и интересов развивают его как личность.
Публикация «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию некоторые из этих проектов.
Красная книга Краснодарского края.
Цели: знакомить с картой Краснодарского края и редкими животными, занесенными в Красную книгу нашего края, развивать творческие способности детей, воспитывать экологически-осознанное отношение к природе.
Содержание. В ходе проекта через занятия, игровую, театрализованную, изобразительную деятельность идет знакомство детей с картой, природными зонами (лес, степи, лесостепи, высотная полосность Кавказа) животным и растительным миром. Красной книгой Краснодарского края.
Подготовительный этап:
- Разработка серии настольных дидактических игр, а также игр с моделями, методических рекомендаций по их использованию.
- Подборка загадок о животных лесной полосы, степей, лесостепей, высотной полосности Кавказа. Изготовление моделей «Карта Краснодарского края» и ««Этажи леса», оформленных на лестничной площадке («Лесенке-чудесенке») членами творческой группы «Экологическое развитие дошкольников».
- Консультация родителей и воспитателей.
- Оформление папки-передвижки «Работаем по проекту».
- ситуации общения с детьми на темы «Что такое Красная книга?», «Можно ли животных и растения называть своими соседями?», чтобы выяснить представления детей и заинтересовать проблемой.
Исследовательский этап.
- Изучение Красной книги.
- Серия дидактических игр по проблеме, разработанных О. В. Колпачниковой.
- Занятия по экологии :
• «Этажи леса»;
• «Как травоядные животные проводят зиму»;
• «Лесные хищники. Пищевые цепочки»;
• «Лесные птицы Краснодарского края»;
• «Путешествие на Кавказ»
• «Все нужны на Земле».
- Рассматривание иллюстраций, книг.
- Экскурсия в областной краеведческий музей.
- Изобразительная деятельность «Животные нашего края».
- Экологические спектакли (по плану «Экологический театр в ДОУ»).
- Чтение художественной литературы по проблеме.
- Совместное творчество детей и родителей. Изготовление «Красной книги Краснодарского края».
- Театрализованное занятие учащихся эколого-биологического лицея «Красная книга – сигнал опасности».
- Беседа. Зачем нужна «Красная книга краснодарского края».
-Итоговое занятие «Наши соседи» (дети подготовительной к школе группы рассказывают о животных Красной книги детям старшей группы с показом своей книги).
- Обобщение результатов, их анализ, выводы.
«Жалобная книга Краснодарского края».
(среднесрочный проект для детей старшего дошкольного возраста)
Цели: способствовать развитию у ребенка эмпатии (сочувствия, чуткости, сопереживания, сострадания живым существам, развивать творческие способности ребенка, воспитывать экологически-осознанное отношение к природе, умение жить в гармонии с природой.
Содержание: Дети вместе со своими родителями выбирают объект природы, беседуют, рисуют, составляют рассказ (от имени животного или растения) о том, как иногда очень трудно живется обитателю нашей планеты, и оформляют «Жалобную книгу». Когда книга готова, дети делятся своими впечатлениями о проделанной работе на итоговом занятии.
Использование игрового момента – «превращение» ребенка в животное или растение и рассказывание от его лица, помогает дошкольнику почувствовать боль, обиду, понять, как не просто живет это живое существо. В результате проделанной работы, у ребенка появляется желание заботиться о природе и охранять ее.
Подготовительный этап.
- Консультация с родителями и воспитателями.
- Ситуации общения с детьми на темы: «Всегда ли животным и растениям хорошо на нашей планете?», «Что такое жалоба? Могут ли пожаловаться на свою жизнь животные и растения?» с целью выяснить представления детей и заинтересовать их проблемой.
- Получение письма от бродячей собаки. Беседа.
- Оформление папки-передвижки «Работаем по проекту».
Исследовательский этап.
- Занятия по экологии :
• «Что нам делать, как нам быть»;
• «почему исчезают животные. Красная книга»;
• «Все нужны на Земле»;
• «Жалобная книга природы».
- Наблюдения за домашними, декоративными и дикими животными.
-Чтение художественной литературы по проблеме.
- Труд в уголке природы и на территории экологической тропинки по уходу за животными и растениями. Обобщение результатов, их анализ, выводы.
- Творческая работа ребенка, родителей и педагогов. Оформление «Жалобной книги краснодарского края» (составление жалобы от минеи животного или растения; рисование, аппликация, конструирование животных и растений).
- Итоговое занятие по экологии «По страницам Жалобной книги».
- Знакомство детей других групп с «Жалобной книгой» (рассказы детей от имени животных и растений).
Рекомендации педагогам по организации работы по экологическим проектам.
1. Приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого во многом зависит успех проектного метода. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Увлекая его естественно-научными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, игры с игрушками-аналогами, литературными персонажами, игры-путешествия, театрализованные игры. (Например, прилет из леса Сороки-белобоки, появление необычного постового ящика для лесной почты, путешествие по страницам Красной книги).
Включение элементов сюжетно-ролевых игр в процессе формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усваивают материал.
2. Работу в рамках проекта необходимо регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществлять тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
3. Привлекать к работе родителей. Работа по проектам в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.