Елена Гурова
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи «Путешествие на планету Детство»
МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» города Прокопьевска, Кемеровской области Путешествие на планету «Детство»
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий
Задачи:
коррекционно-обучающие:
• расширять словарный запас детей при подборе родственных слов и определений к предмету;
• закреплять умение детей определять род существительного, понимать и употреблять предлоги «на», «под»;
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи „Путешествие на планету Детство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных, грамматический строй речи через согласование числительных и прилагательных с существительными.
коррекционно-развивающие :
• развивать фразовую речь, языковое чутье, общую и мелкую моторику.
коррекционно-воспитательные:
• воспитывать умение детей взаимодействовать друг с другом в ходе путешествия, создавать положительный эмоциональный настрой.
Материал: маленький мячик; разноцветные домики (синий, желтый, зеленый);
игрушки на каждого ребенка (кукла, мячик, машина, робот,
матрёшка, солнышко); конверты, карточки с заданием на
каждого ребенка.
I.Мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята!
- Мне очень приятно быть у вас в гостях, видеть вас красивых, нарядных.
Меня зовут Елена Владимировна, а чтобы поближе познакомиться с вами
предлагаю поиграть.
Раз, два, три, четыре, пять -
становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка).
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть.
А выдохните через ротик все обиды.
Вдохните в себя доброту, а выдохните все огорчения.
Вдохните в себя радость, а выдохните разочарование.
- А сейчас давайте пожелаем, друг другу доброго утра, а поможет нам это
сделать маленький мячик.
- Как вы думаете, какого цвета мячик? (Дети угадывают цвет мячика).
- Сегодня я принесла оранжевый мячик. Мы будем его передавать друг другу
правой рукой, держа большим пальцем и мизинчиком - вот так.
(Дети передают мячик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго
утра).
II. Основная часть.
Игра «Разноцветные домики»
- Дети, как называется планета, на которой мы живем (Ответы детей)
- Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие на планету, которая
называется Детство.
На планету чтоб попасть,
Нужно мило улыбнуться.
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, детство и игра».
(Звучит музыка, дети открывают глаза и видят изображение планеты)
- Вот мы и оказались на планете Детство. Ребята посмотрите, нас встречают
игрушки, которые потеряли свои домики. Давайте поможем им отыскать
свой домик.
- Георгий, что у тебя? (У меня машина).
- Алина, что у тебя? (У меня кукла, так же отвечают все дети).
- Все жители веселой планеты Детство живут в разноцветных домиках.
- В красном домике живут игрушки, про которые можно сказать «она».
- В синем домике живут предметы, про которые можно сказать «он».
- В желтом домике живут предметы, про которые можно сказать «оно».
Вы игрушкам помогите,
В нужный домик поселите.
(Кукла будет жить в красном домике, потому что кукла «она»).
- Игрушки с вашей помощью нашли свои домики, а наше путешествие по
планете Детство продолжается.
Игра «Чудо-зверь»
- Все жители планеты Детство очень любят ходить в цирк, потому что там, на
цирковой арене, с концертной программой выступает очень необычный
зверь. (На экране)
Это что за чудо-зверь
В цирке на арене?
Из кого составлен он -
Разберись быстрее.
Зовут этого чудо-зверя. Зайцеволколис.
- Чья голова у этого зверя? (Заячья).
- Чьи уши? (Заячьи).
- Чье туловище? (Волчье).
- Чей хвост? (Лисий).
- Чьи передние лапы? (Волчьи).
- Чьи задние лапы? (Лисьи).
- Дети, скажите, а такого чудо-зверя мы можем встретить на нашей планете
Земля? (Нет, чудо-зверь живет только на волшебной планете Детство).
Упражнение «Прогулка в лес»
- А пойдёмте в лес и посмотрим водятся, ли там такой зверь.
Мы по кочкам в лес пойдем,
Ни за что не упадем!
- Шли мы шли, на полянку пришли, присаживайтесь на пенёчки, отдохнем
сделаем себе легкий массаж.
(Звучит магнитофонная запись пения птиц, дети делают самомассаж).
Ручки растираем (Потирают ладони)
И разогреваем, (Хлопают в ладоши).
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
Пальчики сгребают
Все плохие мысли, (движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем
Сверху вниз мы быстро, (Растирают пал. рук уши по краю сверху вниз)
Их вперед сгибаем, (Сгибают ушные раковины вперед)
Тянем вниз за мочки, (Оттягивают уши вниз за мочки)
А потом руками
Трогаем мы щечки. (Легко похлопывают щеки ладошками)
- Какие деревья нас окружают в лесу? (Елки, ели)
- А что у елок на веточках вместо листочков? (Иголки)
- Как по-другому можно назвать иголки? (Хвоинки)
- Но это не просто хвойный лес, а волшебный. Тут елки умеют танцевать,
Вставайте на ножки, смотрите на елочку и повторяйте движения.
(физминутка «Ёлочка» на экране)
Игра «Что нам почта принесла»
- Пока мы гуляли в лесу, нам пришла почта.
(На конвертах приклеены картинки с изображением зверюшек).
- Давайте внимательно посмотрим на конверт и расскажем, от кого мы
получили письма. (Я получила письмо от обезьянки)
- Давайте заглянем в конверт и посмотрим, что же там внутри.
(Дети достают из конвертов карточку)
- Расскажите, пожалуйста, какие предметы у вас изображены на карточках и
сколько их. (У меня один желтый лимон)
- Молодцы, теперь мы знаем, что вам прислали в конвертах жители планеты
Детство. А сейчас мальчики уберут свои картинки в конверт, а девочки
положат свои картинки на конверт.
- Саша, куда ты положил карточку?
- Наташа, а ты куда положила карточку?
III. Итог
(Дети встают со своих мест и образуют полукруг возле логопеда).
- Вам понравилось путешествовать по планете Детство?
- Наше путешествие на планету Детство завершается, но я думаю, что мы
еще не раз вернемся туда, будем там играть.
О чем мечтают дети?
У нас мечта одна –
Пусть вечно правит миром игра.
- На память о нашем путешествии жители планеты Детство хотят подарить
вам вот эти маленькие сувениры. (Показывает маленький сундучок)
- Наше путешествие закончено, вы можете отдыхать и внимательно
рассмотреть свои подарки.
(Звучит веселая детская музыка)