Юлия Колесник
Материалы к семинару «Как сделать труд привлекательным для ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Как сделать труд привлекательным для ребенка.
Современное видение проблемы
Разные точки зрения по поводу одной и той же проблемы — явление естественное для гуманитарных наук, в число которых входит и педагогика. Современная педагогика — это десятки направлений, течений, авторских школ, претендующих на самостоятельность. Кроме педагогики, проблемы воспитания исследуют психологи, физиологи, социологи, этнографы, демографы, историки, политологи и т. д. Однако проблемы воспитания они изучают и формулируют только с присущей им — и только им — точки зрения. Отсюда пересмотр и уточнение, а порой и ревизия содержания и формулировок многих педагогических понятий, разумеется порождающих разночтение, тенденции введения новых понятий, терминов, взамен исторически сложившихся, теоретически обоснованных. Пример такого «обновления» — предложение Б. Петровского: «деловое воспитание» взамен «трудового воспитания». Ошибочно думать, что различные трактовки педагогических понятий — плод научных изысканий, не имеющих прямого выхода на практику. Педагогический процесс строится в зависимости от того, как объясняется то или иное педагогическое явление, категория (трудовое воспитание, нравственное воспитание и др.).
Публикация «Материалы к семинару „Как сделать труд привлекательным для ребенка“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Однако вернемся к нашей теме. Подход для психологов, увы, не новый: трудовое воспитание дошкольника — его нет и не может быть, поскольку труд предполагает «производство товаров и услуг». Известно, труд как глобальная категория человеческого бытия, экономики характе-ризуется значительным числом признаков. Для зарубежных ученых-экономистов, к определению которых апеллирует уважаемый В. Петровский, важны приведенные выше характеристики труда. Педагогика же обращается к тем признакам, которые отражают сущность труда как такового и опора на которые позволяет строить педагогический процесс. Педагоги определяют труд как целесообразную деятельность человека, требующую умственных и физических усилий, направленную на видоизменение и приспособление предметов природы для своих потребностей. Такова основа отечественной теории трудового воспитания, изложенная в научных трудах, монографиях, в педагогических энциклопедиях и словарях. Да, в некоторых из них проскальзывает для прежних лет словосочетание «коммунистический труд». Согласимся: были в нашей истории времена, когда слово «коммунистический» использовалось неоправданно часто и не к месту. В этом «грешна» и педагогика. Но подчеркнем, что имели в виду авторы под словом «коммунистический» — только стремление к идеальному.
Понятие «трудовое воспитание» — одно из значимых для педагогики — имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, у наших далеких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животнопо-добных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой — подготовить их к будущей самостоятельной деятельности. Раннее приобщение младшего поколения к хозяйству облегчалось тем, что сам труд (сбор кореньев, плодов; приготовление пищи; участие в охоте, рыбной ловле и др.) и орудия, с которыми он осуществлялся, характеризовались достаточным примитивизмом. В процессе труда взрослые направляли поведение детей, приучали их соблюдать сложившиеся в общине правила, требования, запреты. Следовательно, первоначально воспитание детей можно считать в основном трудовым, а труд детей — общественно полезным. Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащенность трудовой деятельности людей. В развитых странах дети как создатели материальных ценностей «вытеснялись» из непосредственного участия. Но тем не менее их трудовое воспитание неизменно оставалось важной составной частью воспитательного процесса. Это особенно отчетливо прослеживается в народной педагогике. Обратимся к русской. Ее основная цель — подготовить ребенка к мирской, повседневной жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия — добросовестный труд с малых лет. Об этом — многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении — «Без труда нет добра». Отметим: «добро» в народном понимании — это не столько созданные трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании значимым становится еще один аспект — содействие развитию личности. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую достойную жизнь человека. Уже на ступени дошкольного возраста ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, сноровку, ловкость, смекалку, получает одобрение и признание окружающих людей.
В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение действовать целесообразно, дифференцировать действия в связи с особенностями используемых предметов, материалов, развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения и др.). Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) — результат, имеющий продуктивную ценность. Нам могут возразить: «Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих». Это так, однако они важны для самого ребенка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.
Как показывает опыт, методика трудового воспитания, при всей ее разработанности и представленности в литературе, оказывается, на практике еще не освоена. Нет, воспитатели умеют организовать труд, объяснить задание (чаще — «выдать» инструкцию, проконтролировать его выполнение. Но пропадает самое главное, о чем говорит В. Петровский: сотворчество, содействие взрослого и ребенка. Результат? Нет того общения, которое эмоционально поддерживает ребенка, побуждает к усилиям и т. д. Следовательно, методика трудового воспитания требует иных акцентов.
Пока ребенок мал, взрослые действуют совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как малыш овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым. Если в полтора-два года, привлекая ребенка к уборке игрушек, основную работу выполняет мама, поясняющая смысл и последовательность своих действий, то со временем (в два с половиной — три года) он уже сам расставляет машинки, усаживает плюшевого мишку в кресло, радуясь одобрению мамы. По мере овладения теми или иными действиями подрастающий человечек ищет новые способы решения трудовой задачи — он превращается в субъекта собственной деятельности (М. В. Крулехт). Но и на этом этапе ему необходимы внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, а иногда и подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации. Как мы об этом забываем!
Задача взрослого — соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его малыш справится с заданием, например, покормить ребенка, убрать за ним игрушки, одежду, вытереть ему нос.
Сделать это за ребенка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого. А с точки зрения воспитания? Неэкономичный, недальновидный, поскольку рождает в поведении ребенка инфантилизм, синдром беспомощности. Бесконечные опасения взрослых, их излишняя осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времени приводят к тому, что ребенок, активный, самостоятельный («Я сам!», но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!», становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки-крюки», «тюфяк», «плакса», своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности ребенка первый элемент подлинной самостоятельности — потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом (помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля.
Можно ли научить ребенка чему-либо, если ему неинтересно, если он не хочет? Конечно, нельзя! Психологи часто напоминают нам об этом. Но почему-то к области трудовой деятельности это поистине аксиоматическое положение не относят и считают: воспитание трудолюбия у дошкольников — задача преждевременная. Однако вспомним работы Я. Неверович, исследования Г. Годиной, Д: интерес ребенка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждают семья, дошкольное учреждение. Как велика потребность в такого рода деятельности в детях — общеизвестно. Важно, чтобы они чувствовали себя полноценными участниками совместного труда, когда их усилия поддерживают взрослые. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду укрепляет только взрослый, умеющий создать в своем подопечном эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчеркивающий полезность осуществленной работы (см. исследования Д. О. Дзинтере, Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе полностью исключаются. Дети принимают все всерьез и делают вывод о том, сколь тягостен труд. Чтобы привить ребенку желание трудиться, немаловажное значение имеет содержание труда. В детских садах, особенно городских, оно, к сожалению, отличается однообразием, надуманностью. А сколько таких «обедневших заданий» придумывают воспитатели, только чтобы занять их. Вот и складывается ситуация — дети становятся ленивыми, «ничего не хотят делать». А ведь ни одна проблема педагогики не изучена так разносторонне, не «прописана» так в методическом плане, как трудовое воспитание. Новой литературы о трудовом воспитании мало, а проблема эта всегда актуальна. Изменились социально-экономические условия. Следовательно, теория трудового воспитания нуждается в дополнении, обновлении, может быть, и переосмыслении некоторых положений, наполнении их новым значением. Однако бережное отношение к тому, что создано педагогами прошлых времен, мы должны сохранить, чтобы не пришлось начинать все сначала.